Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования
Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования
За данное время педагогический коллектив проделал определенную работу. К началу учебного года изучили методические рекомендации по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы. Составили план по реализации и внедрению ФГОС ДО. Изменили структуру рабочих программ составили календарное планирование по ФГОС ДО, перестроили предметно-развивающую среду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»
«Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»
Уважаемые коллеги уже год мы с вами живем в условиях введения нового закона об образовании РФ- закон об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
За данное время педагогический коллектив проделал определенную работу. К началу учебного года изучили методические рекомендации по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы. Составили план по реализации и внедрению ФГОС ДО. Изменили структуру рабочих программ составили календарное планирование по ФГОС ДО, перестроили предметно-развивающую среду.
16 сентября на сайте «15-Всероссийский интернет-педсовет транслировалась видеолекция Скоролуповой Оксаны Алексеевны -руководителя Центра дошкольного образования Издательства «Просвещение», член рабочей группы по разработке ФГОС ДО.
Тема : «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»
Стандарт включает 3 вида требований:
1) к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;
2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.
До этого мы с вами работали по федеральным государственным требованиям, отменив ФГТ, стандарт тем не менее взял то лучшее из них, что было уже апробировано в практике дошкольного образования и то что педагоги успели освоить. Два этих документа ФГТ и ФГОС ДО безусловно являются документами преемственными, но тем не менее стандарт внес и много новаций в нашу жизнь.
Сначала о преемственности этих двух документов. Во первых она заключается в том, что содержание дошкольного образования по-прежнему представлена образовательными областями. В ФГТ этих областей было 10, в стандарте их стало 5, но основа деления всего содержания дошкольного образования на образовательные области осталась неизменной. Давайте вспомним в ФГТ за основу были взяты 4 основных направления развития ребенка, они были условно разделены на 10 образовательных областей, что происходит в стандарте?
За основу разработчики стандарта так же взяли 4 основных направления развития ребенка и поставили им соответствия образовательные области только одному направлению познавательно-речевому, соответствует две образовательные области: познавательное развитие и речевое развитие, для остальных соответствие прямое. Каждому направлению соответствует одна образовательная область. И при этом в стандарт включено положение о том, что в содержание образовательных областей реализуется в видах детской деятельности. Методик, посвященных разным направлениям развития ребенка, достаточно много, в частности, они включены в методический шлейф наших программ. А вот реализация основных принципов Стандарта – в этом и есть основные трудности наших педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО.
Поэтому мы сегодня будем говорить не о методиках реализации разных областей, мы будем говорить об основополагающих принципов стандарта и о необходимости их реализации
Это принципы, которые важно понимать и реализовать каждому педагогу.
1. Принцип: Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития
2. Индивидуализация дошкольного образования
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5. Сотрудничество Организации с семьёй
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
8. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей
До тех пор пока каждый воспитатель не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта эти базовые его положения, мы не сможем сказать, что стандарт внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Еще раз обращаю внимание главное не содержание образовательных областей, как мы с вами смогли уже увидеть оно изменилось мало в стандарте по сравнению с ФГТ. Основные новации стандарта как раз соблюдение этих принципов в их реализации
Рассмотрим первый принцип-«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений»
К этому принципу можно добавить, что образовательная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а за счет каких форм? Разумеется не только за счет занятий, мы все знаем, что занятия в режиме дня занимают у нас незначительное время, следовательно нужны какие то формы организации детей совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы, главной формой безусловно останется игра, но помимо игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду:
1. Викторины и конкуры
2. Проектная деятельность
3. Чтение
4. Ситуация
5. Коллекционирование
6. Экспериментирование
и исследование .
7. Беседа, загадка, рассказ, разговор
8. Мастерская
9. Игровое упражнение
10. Формы совместной музыкально-художественной деятельности