С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов ,новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками ,новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроится ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления ,приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых ,что для ребенка данного возраста является трудной задачей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей к дошкольному учреждению »
Адаптация детей к дошкольному учреждению
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов ,новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками ,новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроится ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления ,приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых ,что для ребенка данного возраста является трудной задачей.
Процесс, который требует приспособления к новым условиям внешней среды принято называть адаптацией
Выделяют три фазы адаптационного процесса.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1.легкая адаптация- поведение нормализуется в течение 10-15 дней ;ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения мини-центра;
1.адаптация средней тяжести-сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок за короткое время теряет в весе ;может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
3.тяжелая адаптация длится от 2 до6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери необходимое условие нормального психического развития ребенка -способствует формированию таких важных качеств личности: как доверие к миру, положительное самоощущение ,инициативность, любознательность.
Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, плаксивым, он чаще болеет.Мальчики3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды -тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь :
Самостоятельно садиться на стул;
Самостоятельно пить из чашки;
Есть с хлебом;
Пользоваться ложкой;
После еды задвигать свой стул;
Активно участвовать в одевании, умывании, проситься на горшок .Колличество часов, проводимых вновь поступившим ребенком а группе, следует увеличивать постепенно,что мы и при меняем на практике. В течение первой недели он должен проводить в мини-центре не более 3 часов в день, время его пребывания увеличиваем в зависимости от эмоционального состояния. Таким образом ,требуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации показателей поведения был готов проводить в дошкольном учреждении полный день.
Если ребенок -единственный в семье. Часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в мини-центр должно быть постепенным. Я предлагаю родителям сначала привести ребенка в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению.
Лучшим периодом года для поступления в мини-центр считается конец августа -начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Если ребенок, поступающий в мини-центр, уже способен к речевому общению, следует родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по прежнему любят ребенка ,а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить( как и взрослые) на «работу»,помогая им.Возможность посещать мини-центр должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации. Желательно чтобы воспитатель заранее познакомился с детьми ,поступающими в мини-центр .При этом важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, поэтому я стараюсь выяснить у родителей-какой у ребенка аппетит. как он засыпает ,какое у него отношение к горшку, какие есть отрицательные привычки(сосет пустышку и т.д.),какие имеет навыки самостоятельности.
Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые воспитателем. Чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье, и чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс привыкания детей к новым условиям.
Я рекомендую родителям введение любимой игрушки в процесс адаптации к ДОУ, что помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество ,разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождение процесса адаптации и дает ребенку чувство защищенности и безопасности. Моя задача как воспитателя- успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать ,игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что будет играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Главное на этом этапе- это привыкание ребенка к режиму мини-центра .Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье .Поэтому родителям предлагаю в этот период осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
В ряде случаев сложности адаптации связанны с особенностями семейного окружения ребенка. Если в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в мини-центре он сталкивается совсем с другими правилами- от малышей требую самостоятельности, призываю считаться с другими детьми .Часто мама старается развивать самостоятельность у ребенка(например в одевании),а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из мини-центра. Все бабушки любят своих внуков но любовь не означает потакания просьбам ребенка. К в один день ребенку разрешают кушать только за столом, а в другой кушать где угодно ,ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценивать все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести.
Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон(от двух недель-до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния.
Таким образом, можно сказать, что успешность адаптационного процесса проявляется в эмоциональном состоянии, коммуникабельности, дневном сне. аппетите.
Используемая литература:
Брэдвей Л., Хил Б.А.Ребенок от 3до 7лет.-М.:ЮНВЕС,1997.
Бабенко А.Помочь ребенку(адаптироваться в детском саду)Дошкольное воспитание1990№11
Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. -М.: ,Школьная Пресса2002.
Заводчикова О.Г.Адаптация ребенка в детском саду :взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей /О.Г.Заводчикова—М.: Просвещение,2007.