Просмотр содержимого документа
««ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»»
«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(музыкотерапия, ритмопластика, логоритмика)
Подготовили:
Башкирова Е. В.,
педагог – психолог МБДОУ № 88;
Кривова А. С.,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 88
Музыкотерапия
Немецкое общество музыкотерапии – дает следующее определение:
«Музыкотерапия— это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии человек может приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности».
Музыкотерапия является одним из направлений современной арт-терапии. По сути, это даже не совсем лечение, а, скорее всего, природный, мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности.
Формы музыкотерапии
Активная музыкотерапия – это воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса (пение).
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия – это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
Видымузыкотерапии : индивидуальная и групповая.
Секрет музыки
Наш мозг воспринимает музыку одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.
В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания .
«Эффект Моцарта »
Моцарт – один из музыкальных гениев,
которые создали божественную музыку.
По утверждению нейробиологов музыкальные произведения этого композитора мобилизуют возможности мозга, облегчают его работу. Объясняется такой эффект тем, что интервал выдержанный в музыке Моцарта, соответствует характеру биотоков головного мозга. Такой эффект получил название «Эффект Моцарта». пкнуен
Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней человек становится более спокойным и уравновешенным.
Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Легкость и простота применения; 2. Возможность контроля; 3. Музыкотерапия приемлет самолечение .
4. Музыкотерапию можно использовать, как для профилактики : стрессов, утомляемости, психо – эмоционального напряжения, так и в лечении (при органических и психических болезнях, нарушениях развития и поведения, поражениях головного мозга, неврозах, психозах, бессоннице, депрессии, нарушениях речи и слуха, болезни Альцгеймера и Паркинсона, а также после инсульта).
Музыкотерапия всё чаще активно применяется для лечения детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
–Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна. – Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена. – Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта. – Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. – Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена. – Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна. – Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона. - Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Ритмопластика
«Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку»А.И.Буренина
Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих своею целью всестороннее гармоническое развитие тела. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …)
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика сочетает в себе лечебную физкультуру и хореографию.
В отличие от традиционных занятий хореографией, ритмической гимнастикой и другими видами музыкальных движений, основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента» .
Воспитание у детей любви и интереса к занятиям ритмикой, потребности движения под музыку является одной из центральных задач музыкально-ритмического воспитания.
Ритмопластика решает следующие задачи:
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
тренировка подвижности нервных процессов;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми.
Не смотря на широкий спектр задач, которые решает ритмопластика, основной «акцент» делается не столько на результате, сколько на процессе обучения.
Как считал Э. Жак-Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание воспитателя – основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой
Ритмические упражнения
Упражнения-импровизация
Разминочные упражнения
Виды выполняемых упражнений
Танцевально-ритмические упражнения
Упражнения на пластику и фантазию
Фитнес упражнения
Игровые упражнения
Логоритмика
Логоритмика–
это комплексная методика, опирающаяся
на связь слова, музыки и движения.
Цельюлогоритмикиявляется преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Основные задачи логоритмики:1. развитие слухового внимания;2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;3. развитие фонематического слуха;4. развитие пространственной организации движений;5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;6. формирование и развитие кинестетических ощущений;7. воспитание выразительности и грации движений;8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;10. развитие физиологического и фонационного дыхания;11. развитие певческого диапазона голоса;12. развитие чувства ритма;13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;14. воспитание умения перевоплощаться;15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Логоритмикав первую очередь полезна детям:
•с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему; • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью; • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений; • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков; • часто болеющим и ослабленным; • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
Средства логоритмики:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;- упражнения, регулирующие мышечный тонус;- упражнения, активизирующие внимание;- речевые упражнения без музыкального сопровождения;- упражнения для развития музыкального слуха;- ритмические упражнения;- пение;- упражнения в игре на инструментах;- импровизация на детских музыкальных инструментах;- игровая деятельность;- развитие творческой инициативы;- заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
Правило последовательности в логоритмике
Сначала изучаются слова или стишки.
Затем занятия постепенно усложняются.
После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить.
Занятия можно проводить 2 раза в неделю, заикающимся детям 3-4 раза в неделю.