Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе"
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе"
Здоровьесьберегающие технологии - это целостная система воспитательно-образовательных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия с ребёнком, педагогов и медицинских работников и направлены на решение задач сохранения и поддержания их здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе"»
"Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе"
КУЗ ВО «ВОСДР»
ст. воспитатель Захарюк ВВ
Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.
Цицерон Марк Туллий
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
Здоровьесберегающий педагогический процесс - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия.
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, педагогов и медицинских работников и направлены на решение задач сохранения, поддержания их здоровья .
Здоровьесберегающие технологии
в дошкольном образовании
э то прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и мед. персонала.
Основная тема доклада.
Применение здоровьесберегающих технологий для обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка.
Актуальность проблемы
Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.
Усилия педагогических работников сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации оздоровления и образования в Росссии. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной педагогике.
Немного истории
До недавнего времени все болезни делились на физические и психические. Но в середине прошлого века в древнегреческой философии появляется новое понятие о причинах заболеваний - психосоматика – т.е. душа и тело , термин, означает взаимовлияние душевного и телесно физического состояний человека и в 19 в. Психология стала как самостоятельная наука, а в с середине прошлого века доктор Ф. Александер выделил третий класс болезней
психосоматические .
В наше время этот подход, по определению причин заболеваний, становится все более популярным и привлекает все больше специалистов из области медицины и психологии.
Сократ утверждал следующее:
«Нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души».
Лечение работает исключительно на уровне физического тела, а исцеление лечит человека на всех уровнях — физическом, ментальном, эмоциональном и духовном.
В настоящее времяПСИХОСОМАТИКАрассматривает и успешно излечивает телесные болезни, которые вызываются психологическими причинами. Доказано, что всё болезни у людей вызваны в первую очередь психическими причинами и сегодня психосоматика работает с любыми соматическими нарушениям и.
Психосоматические заболевания
Психосоматические заболевания — это заболевания, родоначальником которых являются психические процессы , а не какие-либо физиологические причины. Чаще всего они появляются у людей, долгое время находящихся в ситуации душевного дискомфорта:
Особенно заметно влияние психического на телесное у детей в детских домах и домах ребёнка:
ухудшение зрения или слуха;
проблемы с речью;
проблемы с осанкой;
расстройства внимания;
головные боли;
бронхиальная астма и т. д.
.
Таблица психосоматических заболеваний(у младенцев и детей постарше)
Вероятная причина проблемы (болезнь) и реакции
Проблема (болезнь )
Абсцесс ( гнойник)
Беспокоящие мысли об обидах и пренебрежении
Аденоиды
Ребенок чувствует себя нежеланным
Аппетит (чрезмерный)
Страх. Потребность в защите. Осуждение эмоций
Астма
Боязнь жизни. Нежелание быть здес ь.
Апатия
Сопротивление чувствам. Подавление эмоций.
Страх. Самозащита.
Аппетит отсутствует)
Не желаемая среда общение, нахождение в не приятной ситуации
Аллергия.
Астма (удушие)
Ограничение свободы выбора, свободы самовыражения, высказывания.
Анемия (малокровие)
Отношения на уровне «да, но…» дефицит радости, страх перед жизнью.
Страх. Сопротивление переменам. Недоверие к процессу перемен.
Гипервентиляция легких (приступы удушья)
Гиперфункция (повышенная
активность)
Страх. Огромное давление и лихорадочное состояние.
Психосоматика, как наука основывается на следующих утверждениях :
Измените неправильные мысли – и вы получите здоровое тело!
В физическом теле изначально присутствуют мощные механизмы для САМОИСЦЕЛЕНИЕ – это достаточное питание,физическая нагрузка и спокойный ночной сон;
Только сам больной в состоянии вылечить себя изменить свои мысли может исключительно он сам! А с ребёнком только взрослые могут отследить нездоровые модели его поведения тем самым воздействовать на его здоровое восприятие окружающего мира
Успешность оздоровления возможна в том случае, если в основу профессиональной позиции взрослого составляет следующие нормы педагогического взаимодействия:
Безусловное принятие ребенка, таким какой он
есть, понимание
его внутреннего мира;
Как помочь ребёнку:
Поощрение и похваласделают вашего ребёнка более здоровым человеком. Когда сердце наполнено печалью, страхом, гневом либо отчаянием, в нём не находится места для здоровых чувств. они убирает все отравляющие эмоциональные скопления во внутренних органах и энергетическая оболочка освобождается от подсознательных страхов и «больных» установок.
Любовьдействительно исцеляет! Это чувство отличается своей несравнимой целительной энергией. Оно наполняете весь организм мощной регенерирующей силой!
Таким образом, здоровьесберегающая технология в период раннего вмешательства, как новая комплексная социальная услуга, создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями, с использованием данных технологий, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в процессе взаимодействия всех специалистов положительные результаты реабилитации ребёнка.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
организация здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей;
организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях дома ребёнка
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
– учёт личностных особенностей ребёнка.
Ведущий принцип таких технологий индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
ЭКОЛОГИЯ
10 - 15 %
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ20 - 25 %
Факторы, влияющие на наше здоровье-
МЕД. ОБСЛУЖИВАНИЕ
10 - 15 %
СТИЛЬ ЖИЗНИ55 %
.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию
целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения
и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
1. медико-профuлактические;
2. физкультурно-оздоровительные;
3 . технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
4. валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии
1 . Задачи медико- профилактические технологий
– сохранение и укрепление здоровья, предупреждение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии…
Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством мед. персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и
нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации
детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста.
уровень физического развития дошкольников.
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
Это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе . К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе .Только взрослые могут отследить нездоровые модели поведения ребёнка и тем самым воздействовать на его здоровое восприятие окружающего ми
2. Физкультурно-оздоровительные технологии в раннем дошкольном возрасте
Это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Воспитателям необходимо знать
Согласно данных психологических исследований, касающихся проблемы оздоровления, для детей раннего дошкольного возраста успех является хорошим стимулом дляприобщения его к здоровому образу жизни. Наряду с этим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности.
Система ППП включает:
Результаты медицинского обследования (диагноз);
Результаты комплексного обследования физического развития ребенка (антропометрия, уровень развит. вестибулярного аппарата, динамометрия и т.д.):
- выявление причин нарушений.
3. Уровень создание благоприятных условий (предметно-развивающая среда);
4. Планы совместной работы с родителями «Валиология» -приобщение к здоровому образу жизни:
- разработка программы профилактики и лечения ребенка.
28.10.10
Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.
Виктор Гюго
Всегда думайте о том, чего вы хотите достичь, вместо того, чтобы беспокоиться о том, чего вы хотите избежать. Помните, что о чём человек думает, тем и он становится! Есть хороший способ проверить, насколько здоровы и правильны ваши мысли, — спокойно и последовательно проанализируйте свой образ жизни, взаимоотношения с людьми, а также общее состояние своего организма. Если то, что вы обнаружите в результате такого анализа, вам не понравится, просто измените это!
Необходимо способствовать улучшению душевного состояния ребёнка, а уже за этим последует излечение тела. Что же надо сделать для этого? Вносить в повседневную жизнь ребёнка радость и веселье, дать возможность постоянно развиваться и не стесняться выражать свои потребности;