Просмотр содержимого документа
«Зайцев технологиясы»
Методики раннего развития детей - методика Зайцева
Николай Александрович Зайцев
Зайцев Н.А. (1939 г.р.) - российский педагог- новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании". Автор методических пособий и материалов для обучения детей чтению, письму, счету и английскому языку по авторской методике (главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева")
Основные принципы обучения детей
Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
По слогам читать сложно
Человек сначала учится писать, а потом читать.
«Не учиться, а играть! »
Весь материал подается в игровой форме. Дети с большим удовольствием играют с кубиками, когда – всей группой, когда – поодиночке.
Сущность методики
Альтернатива слогам - склады
Николай Александрович Зайцев увидел смысл строения слова не в слоге, а в складе.
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).
Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова. Складовой принцип чтения - основа данного метода обучения детей чтению.
Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Склады на кубиках
Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
Склады написаны на гранях кубиков.
Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.
Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.
Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
В комплект также входят таблицы со складами.
Какие бывают кубики
В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика. Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым:
деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками)
металлическими крышечками (для "звонких" кубиков)
бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками).
Какие бывают кубики
Кубики отличаются:
по размеру:
большие и большие двойные(для твёрдых складов),
маленькие и маленькие двойные (для мягких складов).
по цвету:
"золотые" (желтые) - для складов с гласными,
"железные" (серые) - для звонких складов,
"деревянные" (коричневые) - для глухих складов,
белые-зеленые - для знаков препинания.
Обучение по кубикам
Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научиться читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).
Сначала ребенку необходимо освоить все типы размеров кубиков и их звучаний.
Дальше, согласно методике, надо начинать читать и писать с помощью кубиков (составлять слова).
Методика счёта, на основе таблиц Зайцева
Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число.
Игры с кубиками для детейот 0 до 6 месяцев
В этот период кубики просто сопровождают ребенка. Это одна из его игрушек, развлечение
Никаких занятий проводить не надо. Просто иногда показывать малышу склад, кубик или слово
Следует обращать внимание на разный вид и звучание кубиков
Использовать кубики как погремушку
Игры с кубиками для детейот 6 месяцев до года
Продолжать показывать кубики и называть склады
После очередного показа и называния кубиков, попросить найти кубик с определенными складами
Составлять из кубиков простейшие слова (мама, папа; обозначающие предметы мебели: шкаф, диван, стул)
Игры с кубиками для детейпосле года
Попросить отыскать кубики с названием того или иного предмета (при поиске ребенок перебирает другие кубики и запоминает их)
Составлять названия игрушек, животных(ПА-РО-ВО-3)
Придумывать слов на определенную букву (или склад)
Дать ребенку кубики и предложить написать свое имя. В следующий раз предложить самому найти кубики . Усложнять задания: придумать и написать слова, где повторяется одна и та же буква (МОЛОКО, ХОРОШО)
В книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" есть много интересных игр и заданий с кубиками
Плюсы методики Зайцева Н.А.
Простота
Эффективность
Не привязана к возрасту
Экологичность и строгое соблюдение принципа «не навреди ребенку» (не нарушается осанка, не портится зрение)
Подходит абсолютно всем детям (шустрым и медлительным, слабым и сильным)
Быстрое чтение (ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв)
Развивает органы чувств, мелкую моторику рук; двигательная активность
Минусы методикиН. Зайцева
Непоследовательность метода (На кубиках нет сочетания «ЖЫ-ШЫ»: ребенок будет писать грамотно, но есть сочетания «БЭ»,»ВЭ»: ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке)
Кубики приходится клеить самостоятельно из предложенных картонных заготовок и наполнителя
Сделанные картонные кубики недолговечны
Довольно высокая цена готовых кубиков
При поступлении в школу могут возникать трудности в обучении грамоте