Просмотр содержимого документа
«" Умные пальчики"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ д/с № 84
Педагогический проект
«Умные пальчики»
Развитие мелкой моторики пальцев рук
в группе раннего возраста
воспитатель :Демидина И.Н.
1квалиф.категория
Стаж работы 26 лет
Тип
Состав
Познавательный
проекта:
Дети младшей группы,
Родители воспитанников,
Воспитатель
Развитие речи
участников:
Продолжительность
Среднесрочный
1 месяц
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(И. И. Павлов)
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский.
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию»
В.М. Бехтерев
« Ум ребенка находится на кончике пальцев»
В.А. Сухомлинский
« Рука – это инструмент инструментов» Аристотель.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
В последние годы в детский сад поступают дети, имеющие множественные проблемы в речевом (Общее недоразвитие речи, дизартрия), психическом и физическом развитии. Это влияет на общее развитие ребенка, и уровень его готовности к дальнейшему освоению знаний дошкольной и школьной программы обучения.
ЦЕЛЬ:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации пальцев рук
ЗАДАЧИ:
1. Совершенствование предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук;
2. Развитие мелкой моторики через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3. Развитие способностей координированной работы рук со зрительным восприятием;
4. Развитие эмоциональной отзывчивости;
5. Развитие коммуникативных навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Развитие познавательной активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению;
2. Развитие умственных способностей и речи;
3. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка;
4. Развитие речи: употребление в речи сложных предложений, пополнение словарного запаса .
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Возможности стимулирования речевой и мыслительной деятельности ребенка
дошкольного возраста через развитие мелкой моторики (традиционными и нетрадиционными способами)
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данному вопросу,
интернет – ресурсы, опыт работы педагогов ДОУ района;
2. Выявить уровень развития мелкой моторики , речевого развития и
психических функций детей группы совместно с родителями (анкетирование);
3. Подобрать возможные варианты игровых упражнений по развитию мелкой
моторки детей;
4. Систематизировать практический опыт работы по данному направлению в
педагогическом проекте «Умные пальчики», обобщить опыт работы на
педагогическом совете.
Для того, чтобы оценить способности детей, я проводила с ними беседы, опросы, наблюдала за ними в процессе игры и занятий НОД
Принципы и формы работы по развитию мелкой моторики
Принципы:
Учет индивидуальных особенностей
От простого к сложному
Радость от совместной деятельности
Систематичность
Формы работы:
Пальчиковые игры, гимнастика, массаж
Дидактические игры, игры с крупами, пазлы, конструкторы, пирамидки
Нетрадиционные техники рисования
Лепка
Пальчиковый театр
И без помощи родителей здесь не обойтись!
Для того, чтобы оценить способности детей и уровень знаний родительской общественности по проблеме, я провела анкетирование среди родителей «Мелкая моторика рук ребенка».
Анализ анкет показал о том, что 70% родителей знают что такое мелкая моторика, слышали о разных способах ее развития. Но только 25% родителей занимаются дома со своими детьми.
.
Большое значение для развития мелкой моторики пальцев рук имеет массаж, который мы делаем ежедневно.
А также мы с малышами постоянно делаем пальчиковую гимнастику.
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Но просто делать упражнения малышу скучно, надо обратить их в в интересные, полезные игры и занятия. И первыми игрушками становятся пирамидки и конструкторы.
Подрастая, малыши уже собирают пазлы, играют в лото, используют в своих играх бросовый и природный материал (пробки, фишки, крупы)
Занятия по лепке, аппликации и рисованию нетрадиционными техниками способствуют развитию мелких движений пальчиков, пробуждают творческую активность, воображение, развивают познавательную деятельность.
Большую радость у детей вызывает пальчиковый театр, ведь здесь малыши не только действуют руками, но и рассказывают «свои» сказки, что способствует развитию умственных, артистических способностей и речи ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В результате реализации педагогического проекта «Умные пальчики» у моих детей повысилась:
Познавательная активность и любознательность;
Коммуникативные навыки;
Эмоциональная отзывчивость;
Пополнился словарный запас.
Но еще нужно много трудиться для того, чтобы наши дети активно употребляли в речи сложные предложения, стали более активными и самостоятельными.