Данный методический материал содержит базовую информацию о трудностях развития ребенка дошкольника. Описаны признаки кризиса 7 лет. Представленны рекомендации педагогам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудности развития ребёнка. Кризис 7 лет»
Трудности развития ребенка
Кризис 7 лет
Характеристика основных трудностей развития ребенка
«Трудный возраст» приходится на дошкольное детство и связан с переживанием ребенком одного из кризисов развития:
1 год
З года
7 лет
Характеристика основных трудностей развития ребенка
Воспитательные воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка
Английский психолог М. Раттер предлагает следующиекритерии оценкивозможного отклонения в любом поведении, на которые могут ориентироваться родители и воспитатели дошкольников:
Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка
Длительность сохранения расстройства
Жизненные обстоятельства
Социокультурное окружение
Степень нарушения
Тип симптома
Тяжесть и частота симптомов
Изменение поведения
Нарушения поведения
Работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, тем более лечение или коррекция тяжелых психических и нервных заболеваний не входят в компетенцию педагога- психолога
Специалисты по коррекционно- развивающей работе
Логопед
Педагог- психолог
Клинический психолог
Дефектолог
Нарушения поведения
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены двумя факторами:
Ошибками воспитания
Определенной незрелостью или минимальными поражениями ЦНС вследствие неблагополучного протекания беременности или родов
Нарушения поведения
Агрессивность (физическая, вербальная)
Причины агрессии у детей: боязнь быть травмированным, обиженным, пережитая обида или душевная травма, нарушенные социальные отношения ребенка и окружающих его взрослых
2. Вспыльчивость-ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по определенному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при это м не проявляет
Нарушения поведения
3. Пассивность-ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым, испытывать страх и т.п.
4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)-в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникающие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего детства, физические и психические травмы.
Основные признаки гипердинамического синдрома- отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность .
Пик 6-7 лет к 14-15 годам сглаживается
Нарушение темпа психического развития
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:
Общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости
Кризис 7 лет
Л.С.Выготский указывает на то, что внешним отличительным признаком поведения ребенка 7 лет является утрата детской непосредственности и наивности; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был до этого, появляется «несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение»
Самой существенной чертой кризиса 7 лет называют начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка
Кризис 7 лет
В кризисе семи лет ребенок меняется:
переживания приобретают смысл, возникает новое отношение к себе
возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств
Возникает острая борьба переживаний
Основные поведенческие характеристики ребенка, которые выступают как признаки наступления кризиса дошкольного детства:
Пауза- промежуток времени между обращением взрослого к ребенку и реакцией ребенка (ребенок «как будто не слышит»