Современные игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста
Современные игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
•игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; •группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; •группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов –
забота каждого воспитателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста»
Современные игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста
Беляева Ольга Ивановна, учитель-дефектолог ГБДОУ д\с №45 Невского района Санкт-Петербурга
« Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.Современные образовательные технологии
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Технология
–это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве(толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса .(Б.Т.Лихачёв)
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Егоцель- содействовать становлению ребенка как личности.
В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов –
забота каждого воспитателя.
Цель игровой технологии
Не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого
Задачи игровой технологии
1.Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность
Целевые ориентации игровых технологий:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.
•Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
•Социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции .
Функции игры:
• Развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• Коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта
• Игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• Функция коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• Функция социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Четыре главные черты присущие игре
•свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
•творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
•эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
•наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать:
1). Доброжелательностью
2). Уметь осуществлять эмоциональную поддержку
3). Создавать радостную обстановку
4). Поощрения любой выдумки и фантазии ребенка Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важнойособенностью игровых технологий , которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, организованная образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.
Социо- игровые технологии
Девиз:Налаживай ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения.
Цель:Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.
.
Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит.
Спартанское воспитание(двигание парт, работа на ковре, в приемной и. т. д.)
Иди от детей.
Ключевые идеи
Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.
Вместе мы сила.
Сказкотерапия
Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договориться.
Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Формы организации
Тренинги
Самопрезентации
Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности .
Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки .
1.Игры для рабочего настроя . Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимости друг от друга
2. Игры- разминки. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша .
3.Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия .
Классификация игр социо-игровой направленности.(Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов )
4.Игры социо- игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать, выполняя игровые задания
5.Игры вольные. ( на воле ) Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Sand Art – использование метода рисования песком в ДОУ
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»
К.Д. Ушинский
Песок прост и досупен -На одной и той же поверхности можно создавать рисунки множество раз.Коллективное творчество – рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию и развивать творческие способности, а совместная работа, положительным образом влияет на отношения между детьми.Развитие мелкой моторики – рисование песком очень благотворно. В песочнице развивается тактильное восприятие, что является основой успешного овладения речью малышом.Развитие психических процессов – песочная анимация ускоряет развитие внимания, усидчивости, мышления, воображения и речи ребенка. Коррекция агрессивности, тревожности, гиперактивности - дети, занимающиеся рисованием, гораздо более эмоционально выносливы. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Песок прост и досупен -На одной и той же поверхности можно создавать рисунки множество раз.
Коллективное творчество – рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию и развивать творческие способности, а совместная работа, положительным образом влияет на отношения между детьми.
Развитие мелкой моторики – рисование песком очень благотворно. В песочнице развивается тактильное восприятие, что является основой успешного овладения речью малышом.
Развитие психических процессов – песочная анимация ускоряет развитие внимания, усидчивости, мышления, воображения и речи ребенка.
Коррекция агрессивности, тревожности, гиперактивности - дети, занимающиеся рисованием, гораздо более эмоционально выносливы. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Песочная анимация (рисование песком), обладает целым рядом положительных моментов:
Методики рисования песком
Рисование кулаком
Рисование ладонью
Рисование ребром большого пальца
Рисование щепотью
Рисование мизинцами
Одновременное использование нескольких пальцев
Рисование симметрично двумя руками
Применение техники песочной анимации позволяет лучше понять природу ребенка и свои собственные переживания, делает работу педагогов более интересной и творческой.
Образовательный квест
это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
ИДЕЯ ИГРЫ
Команда (игрок), перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Квесты помогают решить образовательные ЦЕЛИ:
реализовать проектную и игровую деятельность
познакомить с новой информацией
закрепить имеющиеся знания
отработать на практике умения детей
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КВЕСТОВ:
Поиск «сокровищ».
Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).
Помощь героям.
Путешествие.
Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
МАРШРУТЫ КВЕСТОВ
ЛИНЕЙНЫЕ
КВЕСТЫ
МАРШРУТНЫЙ
ВОЛШЕБНЫЙКЛУБОК
ВОЛШЕБНЫЙ
ЛИСТ
ЭКРАН
РОЛЬ ПЕДАГОГА
в квест - игре организационная , т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
ПРЕИМУЩЕСТВО
квест - технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЕ
ЛЕГО - педагогика–одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
Цель:
Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.
Возможности использования данного подхода.
ЛЕГО-конструирования можно рассматривать как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ.
Список литературы:
Синякова Е.А. «Игровые технологии в ДОУ»
Валитова И.Е. «Психология развития ребёнка дошкольного возраста»
Некоз И.Л. «Развиваем личность ребёнка в игре»
Сакович Н.А. технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.
Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах», (Красноярск,- 2007 г.)