kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и организация работы по развитию связной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Определение связной речи. 2. Виды связной речи. 3. Методы развития диалогической связной речи. 4. Направления работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста. 5. Приемы и методы работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и организация работы по развитию связной речи»

Содержание и организация работы по развитию связной речи

Содержание и организация работы по развитию связной речи

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Определение связной речи.
  • 2. Виды связной речи.
  • 3. Методы развития диалогической связной речи.
  • 4. Направления работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста.
  • 5. Приемы и методы работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста
Связная речь   представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь

представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Составляющие связной речи

Составляющие связной речи

  • Содержательность
  • Точность
  • Логичность
  • Ясность
  • Правильность
  • Чистота
  • Богатство
Разновидности  связной речи:

Разновидности связной речи:

  • Монолог - речь обращённая к слушателям или самому себе.
  • Диалог - тип речевой коммуникации, осуществляющийся в виде словесного обмена репликами между двумя и более собеседниками.
Методы обучения диалогической речи: Разговор (беседа) воспитателя с детьми  Чтение литературных произведений  Словесные поручения  Речевые ситуации, направленные на формирования навыков составления диалога

Методы обучения диалогической речи:

  • Разговор (беседа) воспитателя с детьми

  • Чтение литературных произведений

  • Словесные поручения

  • Речевые ситуации, направленные на формирования навыков составления диалога

  • Разнообразные игры (словесно-дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)
Беседа  как метод развития  диалогической речи   Беседа - целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.  Беседа бывает:

Беседа как метод развития диалогической речи

Беседа - целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Беседа бывает:

  • Вводная
  • Сопутствующая
  • Заключительная
Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста  Монологическая речь  - сложный вид связной речи, умение формировать связное высказывание и создавать текст. Монологическая речь делиться на:

Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь - сложный вид связной речи, умение формировать связное высказывание и создавать текст.

Монологическая речь делиться на:

  • Описание
  • Пересказ
  • Повествование
  • Рассуждение
Описание  как функционально-смысловой тип  связной речи  Описание – это тип речи который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.  В дошкольном возрасте ребёнок начинает описание с названия самого предмета, а затем переходит на описание наиболее значимых частей объекта и его признаки.

Описание как функционально-смысловой тип связной речи

Описание – это тип речи который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.

В дошкольном возрасте ребёнок начинает описание с названия самого предмета, а затем переходит на описание наиболее значимых частей объекта и его признаки.

Приёмы для повышения интереса к описательным рассказам

Приёмы для повышения интереса к описательным рассказам

  • Мотивация
  • Параллельное описание педагогом и ребёнком двух объектов
  • Игры-соревнования
  • Сюрпризные моменты
  • Коллективное составление рассказа
  • Использование схем
  • Чтение художественных произведений
  • Оценка
  • Изменение формы проведения занятия
Пересказ   как функционально-смысловой тип связной речи  Пересказ - это связное изложение прослушанного ребёнком художественного произведения.

Пересказ как функционально-смысловой тип связной речи

Пересказ - это связное изложение прослушанного ребёнком художественного произведения.

Виды пересказа  Близко к тексту   Выборочный   Подробный   Сжатый   Творческий

Виды пересказа

  • Близко к тексту

  • Выборочный

  • Подробный

  • Сжатый

  • Творческий

Повествование (рассказ)  как функционально-смысловой тип  связной речи  Повествование (рассказ)  - это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях.  Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передаётся семантикой глаголов, видовременными формами глаголов, со значением мгновенности, стремительности, наличием обстоятельственных слов и др.

Повествование (рассказ) как функционально-смысловой тип связной речи

Повествование (рассказ) - это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях.

Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передаётся семантикой глаголов, видовременными формами глаголов, со значением мгновенности, стремительности, наличием обстоятельственных слов и др.

кульминация развитие событий завязка экспозиция Структурные компоненты повествования развязка

кульминация

развитие событий

завязка

экспозиция

Структурные компоненты повествования

развязка

Рассказ по сюжетной картине

Рассказ по сюжетной картине

  • Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3 этапов:
  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.
Сравнительное описание предметов

Сравнительное описание предметов

  • Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.
  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов) ;
  • как он используется (какую пользу приносит) ?
  • за что нравится (не нравится) ?
Метод моделирования

Метод моделирования

  • В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
  • Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.
Рассуждение  как функционально-смысловой тип связной речи  Рассуждение – наиболее сложный для дошкольников тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями , образующими умозаключение ; это логическое изложение материала в форме доказательства.

Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи

Рассуждение наиболее сложный для дошкольников тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями , образующими умозаключение ; это логическое изложение материала в форме доказательства.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

  • Алексеева М.М., Яшина В.И . Методика развития и обучения родному языку дошкольников М., 2008.
  • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
  • Иванец И.И. Речевая коммуникация – культурный способ жизнедеятельности ребенка// Ребенок в мире культуры/ науч. Ред. Р.М. Чумичева – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.
  • Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
  • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.
  • Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac110.htm
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Содержание и организация работы по развитию связной речи

Автор: Мощенко Вера Александровна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565782

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ". Организация и содержание РППС для развития связной речи в старшей группе."
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_i_soderzhanie_rpps_dlia_razvitiia_sviaznoi_rechi_v_starshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "614174"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1664572271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(51) "razvitiiesviaznoiriechiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "307602"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458379746"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_rol_siuzhetno_rolevoi_igry_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "634787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1688846397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с элементами драматизации  «Путешествие  Снежного колобка»"
    ["seo_title"] => string(122) "konspiektloghopiedichieskoghozaniatiiaporazvitiiusviaznoiriechiseliemientamidramatizatsiiputieshiestviiesniezhnoghokolobka"
    ["file_id"] => string(6) "294889"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455739926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства