Содержание и организация работы по развитию связной речи
Содержание и организация работы по развитию связной речи
1. Определение связной речи. 2. Виды связной речи. 3. Методы развития диалогической связной речи. 4. Направления работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста. 5. Приемы и методы работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание и организация работы по развитию связной речи»
Содержание и организация работы по развитию связной речи
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение связной речи.
2. Виды связной речи.
3. Методы развития диалогической связной речи.
4. Направления работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста.
5. Приемы и методы работы по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста
Связная речь
представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Составляющие связной речи
Содержательность
Точность
Логичность
Ясность
Правильность
Чистота
Богатство
Разновидности связной речи:
Монолог - речь обращённая к слушателям или самому себе.
Диалог - тип речевой коммуникации, осуществляющийся в виде словесного обмена репликами между двумя и более собеседниками.
Методы обучения диалогической речи:
Разговор (беседа) воспитателя с детьми
Чтение литературных произведений
Словесные поручения
Речевые ситуации, направленные на формирования навыков составления диалога
Разнообразные игры (словесно-дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)
Беседакак метод развитиядиалогической речи
Беседа- целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
Беседа бывает:
Вводная
Сопутствующая
Заключительная
Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста
Монологическая речь - сложный вид связной речи, умение формировать связное высказывание и создавать текст.
Монологическая речь делиться на:
Описание
Пересказ
Повествование
Рассуждение
Описаниекак функционально-смысловой типсвязной речи
Описание – это тип речи который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.
В дошкольном возрасте ребёнок начинает описание с названия самого предмета, а затем переходит на описание наиболее значимых частей объекта и его признаки.
Приёмы для повышения интереса к описательным рассказам
Мотивация
Параллельное описание педагогом и ребёнком двух объектов
Игры-соревнования
Сюрпризные моменты
Коллективное составление рассказа
Использование схем
Чтение художественных произведений
Оценка
Изменение формы проведения занятия
Пересказкак функционально-смысловой тип связной речи
Пересказ - это связное изложение прослушанного ребёнком художественного произведения.
Виды пересказа
Близко к тексту
Выборочный
Подробный
Сжатый
Творческий
Повествование (рассказ) как функционально-смысловой типсвязной речи
Повествование (рассказ) - это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях.
Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передаётся семантикой глаголов, видовременными формами глаголов, со значением мгновенности, стремительности, наличием обстоятельственных слов и др.
кульминация
развитие событий
завязка
экспозиция
Структурные компоненты повествования
развязка
Рассказ по сюжетной картине
Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3 этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
Сравнительное описание предметов
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов) ;
как он используется (какую пользу приносит) ?
за что нравится (не нравится) ?
Метод моделирования
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Рассуждениекак функционально-смысловой тип связной речи
Рассуждение– наиболее сложный для дошкольников тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями , образующими умозаключение ; это логическое изложение материала в форме доказательства.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М.М., Яшина В.И . Методика развития и обучения родному языку дошкольников М., 2008.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
Иванец И.И. Речевая коммуникация – культурный способ жизнедеятельности ребенка// Ребенок в мире культуры/ науч. Ред. Р.М. Чумичева – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.