Просмотр содержимого документа
«Семейный клуб в младшей группы "Пластилинография"»
Программа
работы Семейного клуба
по пластилинографии
"Пластилиновое чудо"
Воспитатель: Лучкина С.И.
г. Ессентуки 2017г
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги и специалисты в области раннего развития, предлагают создавать семейные клубы , цель работы клуба – гармонизация детско- родительских отношений. Помочь взрослым контролировать себя даже в тех ситуациях , когда дети самым неожиданным образом стремятся выйти из под контроля ; стимулировать творческую активность мам и пап .По интересам родителей мы создали клуб пластилинография «Пластилиновое чудо» и главная цель : развить интеллектуальный и мыслительный процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства , мною был создан семейный клуб “Пластилиновое чудо”– основной идей которой является рисования картин совместно родителя и ребенка – пластилином, пластилинография.
Это проблема - развития мелкой моторики, возникла по опросом родителей . Родители заинтересовало как у детей получается ручной труд на занятиях по изобразительной деятельности , так именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Семейном клубе дети с родителями будут овладевать навыкам и умениям работы с инструментам и вырабатывать умения управлять инструментом.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали будут передавать на передней план изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей и не только детей но их родителей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети совместно с родителями учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, родители узнают что у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение семейного клуба “Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель: Развивать у родителей навыков взаимоотношений при обучение ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста , посредством пластилинографии.
Задачи:
передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии
основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)
работать на заданном пространстве
принимать задачу, слушать и слышать речь действовать по образцу, а затем по словесному указанию
обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им
воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер
развивать изобразительную деятельность
развивать сюжетно – игровой замысел
развивать интерес к процессу и результатам работы
развивать интерес к коллективной работе
На каждом занятии перед ребенком и его родителем ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.
месяц
1год семейного клуба
2год семейного клуба
Сентябрь
1. предложить родителям помочь детям надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.
2. предложить родителям дать возможность детям самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.
1. предложить родителям и детям попробовать самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя
2. предложить родителям чтобы дети самостоятельно выбрали цвет заготовки
Октябрь
1. предложить родителям дать возможность детям самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2. предложить родителям помочь детям самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.
3. заинтересовать родителей и детей в использовании в своей работе несколько цветов пластилина
4. предложить родителям и детям работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.
1. предложить родителям и детям попробовать способ – размазывания зигзагом
2. предложить родителям и детям попробовать чередовать прямые и волнистые линии
3. предложить родителям и детям попробовать размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности.
4. предложить родителям и детям попробовать размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности
Ноябрь
1. предложить родителям и детям попробовать приему – размазывания сверху вниз.
2. предложить родителям и детям попробовать размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3. предложить родителям и детям попробовать размазывать на ограниченном пространстве.
4. предложить родителям и детям попробовать в совместной работе использовать прием – размазывания.
1. предложить родителям и детям попробовать прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.
2. предложить родителям и детям попробовать приему – размазывания из шарика.
3. предложить родителям и детям попробовать использовать один приема-размазывания для изображения двух явлений.
4. предложить родителям и детям попробовать прикреплять п. ш. трех цветов.
Декабрь
1. предложить родителям и детям попробовать прием – размазывать снизу вверх.
2. предложить родителям и детям попробовать прием - размазывания, рисовать линии.
3. предложить родителям и детям попробовать размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).
4. предложить родителям и детям попробовать приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве.
1. предложить родителям и детям попробовать приему – размазывать из столбика.
2. предложить родителям и детям создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.
3. предложить родителям и детям использовать в своей работе два приема– размазывания основы и вдавливания.
4. предложить родителям чтобы дети прикрепили бусинки самостоятельно на “веревочку” конкретного цвета.
Январь
1. предложить родителям и детям попробовать размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права
2. предложить родителям и детям попробовать раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы
1. предложить родителям и детям создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков).
2. предложить родителям и детям попробовать размазывать овальную форму
Февраль
1. предложить родителям и детям попробовать прием – вдавливания.
2. предложить родителям и детям попробовать использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.
3. предложить родителям и детям попробовать пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки.
4. предложить родителям и детям попробовать размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета
1. предложить родителям и детям попробовать способ размазывания, видоизменять выразительный образ
2. предложить родителям и детям составлять образ состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей
3. предложить родителям и детям попробовать создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии
4. предложить родителям чтобы дети самостоятельно прикрепили готовую форму на плоскости в соответствии с цветом
Март
1. предложить родителям и детям попробовать располагать пластилиновые шарики по схеме.
2. создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт.
3. предложить родителям и детям попробовать прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении
4. предложить родителям и детям попробовать прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении
1. предложить родителям и детям попробовать создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
2. предложить родителям и детям попробовать передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием.
3. предложить родителям и детям попробовать размазывать пластилин по круглой и овальной форме
Апрель
1. предложить родителям чтобы дети попробовать самостоятельно размазывания, завершая рисунок.
2. предложить родителям и детям самостоятельно выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная)
3. предложить родителям и детям попробовать самостоятельно создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки.
1. предложить родителям и детям попробовать дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)
2. предложить родителям и детям попробовать покрывать пластилином сложную по форме изображения
3. предложить родителям и детям попробовать приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)
Май
1. предложить родителям чтобы дети попробовать самостоятельно прикрепили готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.
2. предложить родителям и детям попробовать выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки.
3. предложить родителям и детям попробовать самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.
1. предложить родителям чтобы дети попробовали в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.
2. предложить родителям и детям попробовать совместно прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.
3. предложить родителям и детям попробовать составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком и родителем ставятся определённые задачи.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2.
Основной
– Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с ребенка и родителя
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
3.
Итоговый
– Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь и родителе и ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, в семейном клубе максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
В семейном клубе все занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности и родителя и ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игры - помогает родителям в обучении детей в пластилинографии , активизировать совместную деятельность детей и родителей , развивать совместную познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности. – “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. – “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов. – “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. – “Музыкальные занятия”.
Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:
– выставки творческих работ ; – открытые занятия; – результаты диагностики; – выступления на педагогических чтениях и др.