Просмотр содержимого документа
«"Семь направлений в содержании воспитательной работы ДОУ"»
Семинар«Семь направлений в содержании воспитательной работы ДОУ»
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Подготовила старший воспитатель Засеева Е.Н.
Программа воспитания
Программа воспитания является частью Федеральной образовательной программы ДОУ.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых ценностей воспитания в России, которые не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.
Общая цель воспитания в ДОО
- личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
Становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей
Направления воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основепатриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основедуховно-нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основесоциального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основепознавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основефизического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основетрудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основеэстетического направления воспитания.
Духовно-нравственное воспитание
•-это не отдельное направление воспитания, но его суть, это путь к воспитанию человеческого в человеке
Духовно-нравственное направление воспитания
Цель- формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Ценности- жизнь, милосердие, добро.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
Патриотическое направление воспитания
Цель- содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности- Родина и природа.
Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, веры, народных и семейных традиций.
Познавательное направление воспитания
Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество.
Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Социальное направление воспитания
Цель -формирование ценности познания.
Ценность- познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Ценности - жизнь и здоровье.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Эстетическое направление воспитания
Цель- формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность- труд.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Трудовое направление воспитания
Цель -способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
Ценности -культура, красота.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Как соотносятся образовательные области и направления воспитания
Образовательная область
Направления воспитания
Социально-коммуникативное направление
Ценности
Патриотическое
Познавательное развитие
Познавательное
Духовно-нравственное
Речевое развитие
Родина, природа, семья, человек, жизнь, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд