Просмотр содержимого документа
««Самообразование как условие профессионального роста педагога»»
Тема:
«Самообразование как условие профессионального роста педагога»
Подготовила воспитатель
Мдоу № 45 «Росинка»
г. Салават
Рагимова И..В.
«Образованный человек тем и
отличается от необразованного,
что продолжает считать свое
образование не законченным»
(К. Симонов)
Актуальность данной темы обусловлена спецификой профессиональной педагогической деятельности, которая проявляется в постоянном рефлексировании педагога относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, профессиональных норм поведения. Целью данной работы является определение роли самовоспитания и самообразования в профессиональном становлении педагога. Объект исследования – современный педагог. Предмет исследования –самообразование в профессиональном становлении педагога.
Понятие и сущность самовоспитания и саморазвитя личности
Самовоспитание- это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.
Саморазвитие педагогов -это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и собственной программой
Самообразование характеризуется:
особая форма самостоятельной познавательной деятельности
путь самосовершенствования личности
компонент системы непрерывного профессионального образования
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования
Посещений занятий коллег
Дистанционное обучение
Изучение литературы
САМООБРАЗОВАНИЕ
Курсы повышения квалификации
Посещений конференций, семинаров
Интернет-сайты
Повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов
1 этап – установочный (выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий)
2 этап – обучающий (знакомится с психолого-педагогической и методической литературой)
3 этап – практический (накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов)
4 этап – теоретический (осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов)
5 этап – итогово-контрольный (подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты)
Формы самообразования
Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов
Индивидуальные беседы руководителей ДОУ с воспитателями
Обсуждение руководителями ДОУ и воспитателями методов изучения трудных вопросов
Оказание помощи воспитателям в обобщении своего опыта, стимулирование подготовленных воспитателей к научно-исследовательской работе
Пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования
Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров
Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога
Ежедневная работа с информацией
Желание творчества
Материальное стимулирование
Мотивы
Рост современной науки
Общественное мнение
Конкуренция
качество преподавания
взаимодействие с дошкольниками
подготовка докладов, выступлений
РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
разработка и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения
написание пособий, статей, программ
проведение исследований
Основные принципы самообразования
непрерывность
целенаправленность
интегративность
единство общей и профессиональной культуры
взаимосвязь и преемственность
доступность
опережающий характер
перманентность перехода от низкой ступени к высшей
вариативность и др.
Основные направления , в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием
профессиональное
психолого-педагогическое (ориентированное на дошкольников и родителей)
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
историческое
политическое
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
интересы и хобби
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
процесс самообразования реализуется потребностью педагога к собственному развитию
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта
педагог обладает развитой способностью к рефлексии
программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
Выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения
Личный план включает в себя:
Ф.И.О. педагога
Образование
Тема самообразования
Сроки работы над темой самообразования
Цель
Задачи
Основные вопросы
Предполагаемый результат
Форма самообразования
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Практический выход
Форма отчета по проделанной работе
Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
ознакомление с литературой, ознакомление с нормативно-правовыми документами, изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
составление картотеки литературных источников, выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
обоснование выбора темы, актуальность и новизна, выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности, формулирование цели и задач работы, разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Примерные темы самообразования
Экологическое воспитание в семье
Интеллектуальное развитие дошкольника
Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей
Нравственное воспитание
Формирование творческой личности
Воспитание культуры межнационального общения
Научно-методические подходы к организации полового воспитания
Организация работы с одаренными детьми
Активные формы работы с воспитанниками
Воспитание дошкольников на основе традиций
Патриотическое воспитание дошкольников
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи