Просмотр содержимого документа
«Самообразование как условие личностного и профессионального роста педагога»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»
Самообразование как условие личностного
и профессионального роста педагога
Учитель начальных классов
Афанасова Валентина Ивановна
2017 г.
Педагог живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает педагог. К.Д.Ушинский
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.
Педагог 21 века – это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
умеющий организовать рефлексивную деятельность;
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Педагогический работник должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода педагогов к обучению и воспитанию обучающихся зависит качество знаний обучающихся.
Повышение квалификации педагогических работников - составная часть государственной кадровой политики. Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС нового поколения.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
- индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности ПЦК, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, профессиональных конкурсов, конференций обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
Назовем наиболее часто используемые формы организации самообразования.
1. Курсовая подготовка.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2.Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования – это возможность пройти их в удобное для педагогов время и возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Работа по индивидуальному плану, которая включает в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, работе предметных (цикловых) комиссий;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5.Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
6. Имидж современного педагога не мыслим без знания им компьютерных технологий. А когда приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
7. Не менее важное место в самообразовании педагога занимает его личная аттестация. С каждым годом всё жёстче требования к аттестуемому. Поэтому всё большее количество педагогических работников старается усовершенствовать методику ведения уроков, применять инновационные педагогические технологии, создать собственное портфолио.
Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности педагогических работников и обеспечивать:
успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания обучающихся на основе широкого применения в учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;
организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
разработку мер по активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки;
активное участие всех педагогических работников в методической работе;
совершенствование содержания учебных планов, программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом новой технологии;
установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных дисциплин и внеклассной воспитательной работой.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога на определённом этапе могут быть:
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
разработка и проведение открытых уроков;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (методической теме) и др.
Этот перечень далеко неполный. Скажу лишь, что креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.
Давно известна истина, что получение диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. И замечательно, что сегодня каждый педагог может самостоятельно определять наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Однако, как бы ни были высоки способности к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Можно назвать разные причины, но я считаю, что это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Сегодня можно наблюдать формальный подход некоторых педагогов к организации планомерной работы над темой самообразования, к составлению индивидуального плана работы, недооценку значимости этой формы работы в рамках непрерывного образования, отсутствие или некачественное оформление портфолио достижений.
Какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не предоставить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.
У творчески работающего педагога возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Список литературы
Киреева, М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников // Методист. - 2006.-№6.-С.54-58.
Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007.-№1.-С.99-116.
Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. - М.: Педобщество России, 1999. - 354с.
Самсонов Ю.А. Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. - 2001.-№7.-С.66-72.
Черепанова, Е.В. Самообразовательная деятельность как проявление индивидуальности педагога // Дополнительное профессиональное образование педагога: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбурга, 1998. В 2-х ч. Ч