Просмотр содержимого документа
««Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение
детский сад № 9 «НЕЗАБУДКА»
города Искитима Новосибирской области
«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Составитель:
Казанцева Лариса Алексеевна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г.Искитим 2023год
Музыкальное воспитание
-это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность
на практическую музыкально- эстетическую деятельность.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
Умственное
Нравственно-волевое
Физическое
Эстетическое
Певческие навыки
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:
Музыкальные занятия
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственно-волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе, целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
это профессия раньше называлась: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель» , потом уже «музыкальный руководитель» — он нужен, что бы у детей был праздник. Профессия эта оказалась важная, и достаточно сложная, ведь музыкальный руководитель должен быть и воспитателем, и аккомпаниатором, и массовиком-затейником.
Музыкальныйруководитель – этоспециалист , осуществляющий развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирование их эстетического вкуса, а также определяющий направления педагогической деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Музыкальные праздники – это форма организации досуга.
Главный на празднике музыкальный руководитель :
- он обеспечивает проведение праздника, который должен быть на высоком художественно – эстктическом и организационном уровне;
-он всегда может заменить, подхватить, подсказать и провести мероприятие.
-он оформляет зал по задуманной теме,
-он подбирает музыкальное оформление, которое имеет большое значение на празднике.
Подготовка к празднику
Музыкальный руководитель начинает с разработки сценария, который требует вдохновенной творческой мысли, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, в заключение общей композиции всего отобранного в художественный сценарий.
При составлении сценария музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопроса распределении музыкальных заданий в его группе: для каждого ребёнка, небольших групп, а также для всей группы в целом.
Из воспитателей выделяется ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей (чаще этим занимаются родители) и героев (если они есть в празднике), различных атрибутов, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов, и т. д.).
Роли поручают воспитатели. Они обладают артистичностью, эмоциональностью, находчивостью, музыкальностью, умеющему держаться на сцене, знающему всех детей по именам и эмоциональному складу.
Музыкальный руководитель составляет календарный план на весь подготовительный период, включающий все виды музыкальных занятий с детьми. Эти занятия обеспечат спокойную обстановку и эмоционально-положительное состояние детей в ожидании праздника.
Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовки праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей мероприятия, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.
МЕТЛОВ Николай Афанасьевич
Стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
Большое внимание уделял он проведению праздников и утренников в детском саду.
Н. А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин , которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов: от краткосрочных курсов до высших учебных заведений. Комплекс дисциплин состоит из теории музыки, нотной грамоты, музыкальной литературы и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Он считал, что: «Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе, самая главная» , он возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей .
Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя , от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей .
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Знать все программные требования по музыкальному воспитанию своего возраста.
Быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях, оказывать помощь в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
В случае отсутствия музыкального руководителя повторять и проводить музыкальные занятия с детьми.
4. Разучивать движения к песни и танцам что бы дети не забывали их.
5. Процессе проведения дидактических игр использовать музыкальное сопровождение. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
6.Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (колокольчиках, бубне, ложках и др.).
7. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
8. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении
музыкального зала для праздников и развлечений.
Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Роль воспитателя на музыкальном занятии
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов.
3. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
4. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, берёт одну из ролей в сюжетной игре (при разучивании).
5.Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Распевание, пение:
1. В распевании не участвует.
2. Поёт с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
3. При совершенствовании разучиваемой песни,
подпевает в «трудных местах».
4. Не поёт с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и мл.возраста)
Непосредственно участвует в разработке сценария, готовят поэтический материал
Движения танцев, хороводов выполняет вместе с детьми (младший и средний возраст)
Разучивает с детьми роли, стихи, контролируя правильное произношение, ударение в словах.
Оказывает помощь музыкальному руководителю в изготовлении атрибутов, костюмов
Поет песни вместе с детьми (в младших и речевых группах)
Роль воспитателяна праздниках
Ведущий воспитатель произносит текст эмоционально, громко, внятно
При перестроении детей, руками их
не трогает
Встречает детей в приподнятом настроении
Нарядно одет, в подходящей обуви
На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
После утренника помогает убирать на место атрибуты
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель
перебивает музыкального руководителя
3. Даёт детям словесные указания наравне с муз.руководителем
(хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, разговаривает по телефону)
Часто допускаемые ошибки воспитателя на занятиях:
Хочу отметить, что ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю , т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, сюжет песенного репертуара, показ правильное разучивания произведения, стихов, слов песен, ритма. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на « нет » все усилия музыкального руководителя.
Там, гдевоспитатель любит музыку, любит петь - там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.
Кроме того, в разделе « Движение » , музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем , он должен взять обязанности на себя.
За многие годы в дошкольных учреждениях сложились определённые традиции праздничных утренников.
Очень важная задача для педагогов и воспитателей — создать в коллективе тёплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных» так, чтобы не было обиженных и обделенных, яркое, весёлое, доброе событие в жизни ребёнка чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания.