Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для дошкольников»
Ярмаркаречевыхигр
Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять ошибки , а таким образом - развивать культуру речи ребенка. В дошкольном возрасте- игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей: они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Игрына развитиелексико-грамматических категорий
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и образовывать слова. Т.е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Работа по формированию основ грамматики содержит в себе следующие категории: словоизменение (изменение слова по родам, падежам, числам); словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п); согласование; формирование словосочетаний и предложений.
Игра «Расселим по домикам»Цель : закреплять умение определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. Оборудование : бумажные или деревянные домики, предметные картинки.
Игра «Посчитай»Цель : формировать умение согласовать существительные с числительными. Оборудование: 2 фетровые ладошки с липучками, предметные картинки
Игра «Чей след?»
Цель : закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные. Оборудование : спичечные коробки с изображением животных и их следов.
Игрына автоматизациюи дифференциацию звуков
ЗВУКИ — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок должен отличать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Например, звук Ч дети, как правило, смешивают с несколькими звуками: Ц, СЬ, Щ, ТЬ (часы - тясы, человек - селовек) Важно научить ребенка не только правильно произносить звук Ч во всех формах речи, но также различать (на слух и в произношении) похожие с ним звуки: Ч — Ц, Ч — СЬ, Ч — Щ, Ч — ТЬ. Таким образом, помимо формирования звуков основного ряда, в разделах книги вы найдете упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые близки по звучанию и артикуляции и наиболее часто смешиваются детьми.
Игра «Собери картинку»Цель : закрепление правильного произношения, автоматизация звуков в словах, развитие конструктивной деятельности (умения собирать картинку из частей). Оборудование: картина из предметных картинок.
Игра «Улитка»
«Кто в домике живет?»
Игрына формированиеслоговой структуры слова
Слог - техническая произносительная единица речи. Ребенок, овладевая значением слова, пытается это слово произнести. Слоговой структурой слова ребенок овладевает раньше, чем звуковой; именно это дает ребенку возможность начать говорить. У детей с речевой патологией наблюдаются те же ошибки, что и у нормативно развивающихся детей. Однако, мы считаем данные ошибки патологией потому, что они являются стойкими, т.е. часто повторяющимися, что свидетельствует о том, что такой механизм или совсем не сформирован, или сформирован еще не до конца.
Игра «Слоговое царство»Цель: закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество. Оборудование: домики с цифрами, предметные картинки (1,2,3,4,5 слогов)
Игра «Собери картинку и прочитай слово»Цель: закреплять умение правильно проговаривать длинные слова, читать.
Игра «Найди ударный слог»Цель: формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной
Игрына развитиемелкой моторики пальцев рук
Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Чем лучше ребенок владеет своей рукой, пальчиками, тем лучше развито его мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Предлагаю вам рассмотреть несколько простых и веселых развивающих игр, которые можно сделать самим.
Игра «Кто что ест?»Оборудование: поле с секторами, в которых изображены продукты питания животных, прищепки с изображением животных и птиц.
Игра «Разноцветные резинки»Цель: закреплять названия пальцев рук формировать умение логически правильно, в определенной последовательности выполнять узор Оборудование : карточки-схемы, резиночки разных цветов.
Игра «Добавь недостающие детали»
Игрына подготовку к обучению грамоте
Игра «Цепочка слов»Цель: закреплять умение детей определять первый и последний звук в слове, давать характеристику звукам.
Игра «Подбери схему к слову»Цель : развитие навыков позиционного звукового анализа.