Подвижные игры для дошкольников с общим недоразвитием речи
Подвижная игра на развитие общей моторики для детей с ОНР
· Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау – ау – аукаем,
Весну приакиваем.
Весна! Весна!
Красным – красна!
Весна пришла,
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем, в ловишки играем!
Раз, два, три лови!
После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2 -3 х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
· Игра малой подвижности «Мухомор»
Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40 -50 см, к верхней части которого прикреплении кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10 -15 см). Это «Мухомор».
Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус – «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вмести с ним:
Перед нами бор,
А в бору – мухомор.
Мухомор стоит,
На детей глядит.
Мухомор кто возьмет,
Тот из круга уйдет.
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется
Подвижные игры с речевым сопровождением.
«Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз,
Часы бьют два,
Часы бьют три.
Хлопают в ладоши.
Новый год приходит!
Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.
Тебя ждали год,
Стояли у ворот.
Выполняют «пружинку», руки на пояс.
А пришел мороз, заморозил нам нос.
Шагают на месте.
Нас, мороз, не пугай, с нами ты поиграй.
Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс.
В прятки ты поиграй
Да подарки нам дай…
Выполняют два приседания, руки в приседе – на колени.
Конфеты, игрушки, орехи, хлопушки.
Постукивают кулачками друг о друга.
Будем веселиться, танцевать, резвиться.
Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.
Игра на развитие мелкой моторики
«Белка – продавец»
Сидит белка на тележке….
Сжимают – разжимают пальцы рук.
Продает она орешки.
Хлопают в ладоши.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.
Кому в платок, кому в зобок…
Ударяют кулачками друг о друга
Кому в лапочку.
Показывают ладошки.
Подвижная речевая игра
«Чьи детки?»
Цель: закреплять в активном словаре детей существительные.
Инвентарь: мяч.
Описание игры: дети стоят в кругу. В центре круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?» ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждает 2 – 3 самых внимательных игроков.
Подвижная игра на развитие речевого и фонематического слуха, внимания
«Цветные домики»
Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети в рассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета.
Например, команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» - возле обруча желтого цвета.
Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.
«Дерево, куст, ручей, тропинка»
Играющие строятся в колонну, по одному вдоль какой – либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:
· «Дерево» - игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
· «Куст» - приседают, пальцы рук касаются пола;
· «Ручей» - подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
· «Тропинка» - разбиваются на пары и берутся за руки если пары игроку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).
Подвижные игры на развитие звукопроизношения
«Придумай слово на определенный звук»
Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.
Например, на звук (п): пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.
«Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»
Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу. Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): и Алена – раз, Аня – два. и т.д.»
Например, на звук (а) имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т.д. имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т.д.