kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевые игры для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для дошкольников»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ


Игра «Угадай, что делать»


Краткое описание


У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит тамбурином или стучит в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.


Методические указания. Чередовать громкое и тихое звучание тамбурина (стук в бубен) надо не более четырёх раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.


Игра «Угадай, кто идёт»


Краткое описание


Взрослый показывает ребёнку картинку с цаплей и говорит. Что у неё ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас тамбурин. Взрослый медленно стучит в тамбурин, а ребёнок ходит как цапля.


Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит тамбурин. Он быстро стучит в тамбурин, а ребёнок скачет как воробушек. Затем взрослый стучит в тамбурин, всё время меняя темп, а ребёнок, то ходит как цапля, то прыгает как воробей.


Методические указания. Менять темп звучания тамбурина надо не более 4-5 раз.


Игра «Угадай, кто сказал»


Подготовительная работа. Взрослый подбирает несколько картинок с изображениями персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Потапыча, Настасьи Петровны, и Мишутки).


Краткое описание


Ребёнок получает картинки с изображением одного из медведей. Взрослый произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайлу Потапычу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку.


Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание ребёнка, взрослый нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.


Игра «Найди картинку»


Задача: научить детей находить картинку со словом на определенный звук.


Оборудование: картинки с известными ребенку словами на определенный звук, желательно пра­вильно им произносимый, и другие картинки, в словах на которых этого звука нет.


Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей.


Взрослый показывает ребенку (детям) картинки на определенный звук, допустим на звук [м]: мама, муха, мак, мышка, мост, машина и т. д. Ребенок повторяет слова за ним.


Далее взрослый объясняет: все эти слова начинаются на звук [м], запомни их. Затем эти картинки смешиваются с другими, в которых нет звука [м]. Ребенок должен вспомнить и выбрать из них те, ко­торые были показаны сначала со звуком [м].


Для ребенка 3 лет достаточно 3-4 картинок на звук [м] и 2 картинок без него.



ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ


Игра «Чей пароход лучше гудит?»


Краткое описание


Ребёнку дают чистый пузырёк. Взрослый говорит: « Послушай, как гудит мой пузырёк, если я в него подую. (Гудит). Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?». А затем предлагает погудеть вместе.


Методические указания. Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Дуть несколько секунд, чтобы не закружилась голова.


Игровое упражнение «Подуем на пушинку»


Взрослый предлагает подуть на пушинку, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем ребёнок поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторяется 5-6 раз.



ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА


Игра «Баю-бай»


Задача: развить у ребенка плавность и мелодичность голоса.


Оборудование: кукла, коляска.


Описание. Ребенок сидит на стуле или стоит около игрушечной коляски, на руках у него кукла. Взрослый говорит: «Кукла плачет, хочет спать, покачай ее, и она успокоится. Посмотри, как я это де­лаю» (укачивает, плавно напевая: «А-а-а!»). Далее ребенок сам «укачивает» куклу, одновременно про­тягивая звук [а].


Игра «Эхо, отзовись!»


Задача; развить у ребенка силу и плавность голоса.


Описание. Можно играть вдвоем или с четным количеством детей. Все играющие разбиваются на пары, стоят лицом друг к другу.


Одна половина громко произносит гласные звуки или их сочетания (а, у, о, и, ау, уа, ои, иу и т. д.), а другая тихо отзывается тем же звуком или сочетанием.


Игра «Кто дольше?»


Задача: развить у ребенка речевое дыхание, силу голоса.


Описание. Игра проводится по парам. Дети стоят лицом друг к другу. По сигналу взрослого они одно­временно делают глубокий вдох и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э).


Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, считается победителем.


Игра «Скажи»


Задача: развить подражательность, выразительность речи, мимику детей.


Описание. Можно играть вдвоем и по парам. Взрослый последовательно подражает веселому, сердитому, удивленному, больному, огорченному человеку, произнося при этом с нужной интонаци­ей короткие слова: ах-ах-ах, ай-ай-ай, о-го-го, ох-ох-ох, ой-ой-ой, э-эх и используя подходящую ми­мику.


Ребенок должен догадаться, какое настроение передает взрослый и постараться повторить за ним эти слова, сохраняя заданную интонацию.



ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.



Игра «Во саду ли, в огороде»


Задача: пополнить словарь детей новыми существительными по темам: «овощи», «фрукты», «жи­вотные», «цветы», «деревья».


Оборудование: мяч или воздушный шар.


Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Играющие стоят лицом друг к другу и выбирают тему для игры. Например: Что растет в саду? Кто живет в лесу? Что посадили в огороде? Затем, перебрасывая мяч друг другу, они называют подходящие к теме предметы. Взрослый предупреждает, что нельзя повторяться и долго думать над словом. Проигравшим считается тот, кто не смог придумать слово, когда до него дошла очередь.


Игра «Дикий или домашний»


Задача: научить детей различать диких и домашних животных.


Оборудование: предметные картинки с изображением диких и домашних животных, известных ре­бенку, картины с изображением леса и дома.


Описание. Можно играть с одним ребенком или группой детей. Взрослый вызывает двоих игроков, раздает им картинки с изображением животных и сюжетные картины: одному - «лес», другому -«дом». Тот ребенок, у которого картина «лес», выбирает себе диких животных, другой, у которого картина «дом», - домашних. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок выберет нужные картинки.



Игра «Что к чему подходит»


Задача: научить детей находить подходящие по смыслу предметы, развить фразовую речь.


Оборудование: любые предметы, окружающие ребенка дома (ключ, тарелка, карандаш, шкаф, иголка, кукла и т. д.), или соответствующие картинки. Можно использовать специальные пособия, состоящие из карт с 3-4 предметами, два из которых подходят друг другу.


Описание. Взрослый предлагает найти и назвать предмет, которым открывают дверь, из чего едят ка­шу, пьют чай, чем рисуют, режут, шьют и т. д. Или, показывая карту из 3-4 предметов, предлагает вы­брать на них пару подходящих предметов. Когда ребенок сделал правильный выбор, совместно со взрослым составляется предложение о нем: «Чай пьют из чашки», «Хлеб режут ножом».


Игра «Какой предмет?»


Задача: научить детей согласованию прилагательных с существительными.


Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей.


Играющие договариваются называть предметы одного цвета или размера (формы, материала), нахо­дящиеся вокруг или существующие на самом деле, но не расположенные рядом.


Предметы называются по очереди в согласовании с прилагательными. Например, красный мяч, крас­ная куртка, красная ручка, красное яблоко; квадратный телевизор, квадратная тумбочка, квадратный торт и т. д.


Игра «Назови цвет»


Задача: упражнять детей в различении цвета предметов, различать близкие цвета, тренировать в правильном согласовании существительных с прилагательными.


Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов: солнце, поми­дор, огурец, цыпленок, облако, роза, морковь, машина, груша, апельсин, капуста, шар, платье и т. д.;


квадратики (или кружочки) разных цветов, соответствующих цветам и количеству предметов.


Описание. Лучше играть парами: поначалу взрослый и ребенок, далее дети могут играть само­стоятельно. Все картинки и квадратики распределяются поровну между игроками,


Ведущий называет предмет, а другой играющий находит квадратик соответствующего цвета и прого­варивает словосочетания: цыпленок желтый, помидор красный, шар синий, капуста зеленая, платье розовое и т. д.


Игра «Кто как голос подает»


Задача: научить детей различать голоса домашних животных и птиц, подражать им, правильно об­разовывать глаголы.


Оборудование: игрушечные домашние животные и птицы или соответствующие картинки со знако­мыми детям животными и птицами (петух, курица, утка, гусь, кошка, собака, корова, лошадь, свинья).


Описание. I вариант. Взрослый показывает игрушку или картинку с домашним животным, а ребенок изображает его голос и образует слово - действие.


Например: кошка-мяу-мяу-мяукает; собака-гав-гав-гавкает (лает) и т. д.


// вариант. В игру можно играть и по-другому: в ответ на изображение голоса животного или птицы взрослым ребенок называет само животное и его действие. Например, мяу-мяу - мяукает кошка; гав-гав - собака и т. д.


Игра «Действия»


Задача: научить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном числе.


Оборудование: кукла или другая любимая игрушка ребенка.


Описание. Взрослый говорит: «Ты умеешь играть с куклой? Это же как маленький ребенок! Давай по­играем! Раздевай куклу! Кукла, раздевайся! (Снимает с нее одежду.) Уложи ее спать! Спи, дочка! (Укладывает куклу на кровать.) А теперь ты сам попробуй!» Ребенок должен продолжить последовательность действий: вставай (поднимает куклу), умывайся (умывает ее), одевайся, садись за стол, ешь, пей и т. д. Если ему трудно продолжить ряд действий самостоятельно, взрослый показывает их до конца или дает ребенку словесные инструкции: поднимай куклу, одевай ее, посади за стол, напои, накорми и т. д., а ребенок выполняет действия и разговаривает с куклой (раздевайся, спи, вставай, умывайся, пей и т. д.)


Игра «Выполняй - не зевай»


Задача: научить детей понимать и использовать в речи глаголы повелительного наклонения.


Оборудование: игрушки, окружающие ребенка предметы одежды, обуви, мебели, посуды и т. д.


Описание. Можно играть вдвоем. Взрослый дает задания, которые быстро следуют друг за другом и могут быть противоположными: иди - садись -встань - прыгай - стой - беги - иди - ложись и т. д.; возьми мяч - подбрось - положи около себя - брось мне и т. д.; сними сандалии - расстегни рубашку -застегни рубашку - одень сандалии - открой шкаф -принеси чашку и т. д.


Игра «Кто что делает?»


Задача: научить детей правильно использовать в речи глаголы III лица единственного числа настоя­щего времени.


Оборудование: воздушный шар или мяч.


Описание. Можно играть с одним ребенком или с небольшой группой детей. Играющие становятся в круг.


Взрослый, который является ведущим, бросает кому-нибудь шар и называет животное или имя (мальчика или девочки). Поймавший шар возвращает его ведущему и называет подходящее действие. Например:


кошка - мяукает; корова - мычит; лягушка - квакает; собака - лает и т. д. Или: Катя - играет; прыгает; Петя - Света - рисует; Антон - смеется.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевые игры для дошкольников

Автор: Платонова Ольга Федоровна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Консультация для родителей «Новогодние речевые игры для дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(71) "konsultatsiia_dlia_roditelei_novogodnie_rechevye_igry_dlia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "641601"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702002223"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-siuzhietno-rolievyie-ighry-dlia-doshkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "170061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423497334"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Подвижные игры для дошкольников с общим недоразвитием речи "
    ["seo_title"] => string(70) "podvizhnyie-ighry-dlia-doshkol-nikov-s-obshchim-niedorazvitiiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "203182"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429437429"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Речевые игры для дошкольников"
    ["seo_title"] => string(33) "rechevye_igry_dlia_doshkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "636752"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695057840"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Речевые игры для дошкольников"
    ["seo_title"] => string(36) "riechievyie_ighry_dlia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "421719"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497425661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства