Рекомендации для родителей дошкольников по всем направлениям развития речи.
Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность к школе»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45 Невского района Санкт-Петербурга
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
К ШКОЛЕ
Санкт-Петербург
2023
Готовность к школе
- наличие знаний, представлений и умений.
- физическое развитие ребёнка;
- хорошее состояние ребёнка;
- выносливость;
- сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;
- антропометрические данные;
- уровень развития двигательной сферы;
- готовность руки к выполнению мелких точных разнообразных движений.
- психическое развитие ребёнка:
- уровень интеллектуального развития;
- наличие устойчивых мотивов учения.
- - уровень интеллектуального развития; - наличие устойчивых мотивов учения.
- - уровень интеллектуального развития; - наличие устойчивых мотивов учения.
Родителям следует обратить внимание на:
- Правильное произношение всех звуков
- Умение различать звуки речи на слух
- Владение навыками звукового анализа и синтеза
- Словарный запас
- Сформированность грамматического строя речи
- Связную речь
- Речевую коммуникацию
- Мелкую моторику рук
- Психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Звукопроизношение и фонематический слух:
Усвоение ребёнком всей звуковой стороны речи полностью к 5 – 6 годам:
- различение звуков на слух и в произношении
- отчётливое произношение звуков в различных словах, во фразовой речи (не должен их пропускать, искажать, заменять другими).
- Устранить нарушения звуков
- Закреплять вновь поставленные звуки
в самостоятельной речи ребёнка
- Тренировать названные умения
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
- умение выделять звук на фоне слова;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог» (часть), «слово», «предложение».
- Тренировать названные умения
- Чётко знать все буквы алфавита
- Доступность слов сложной слоговой структуры (аквариум, велосипед, библиотекарь, баскетболист, регулировщик, экскаватор).
- Произношение их в быстром темпе, не переставляя слоги, не пропуская, не добавляя
- Необходимо произносить с ребенком сложные слова, отхлопывая каждый слог
АК-ВА-РИ-УМ, ВЕ-ЛО-СИ-ПЕД, РЕ-ГУ-ЛИ-РОВ-ЩИК
Словарный запас
- Достаточно большой словарный запас
(около 2000 слов)
- Активное использование всех частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные),
- Понимание переносного значения слов
- Подбор обобщающих понятий для группы предметов.
- «Назови птиц», «Назови животных», «Назови цветы», «Назови транспорт», «Назови времена года и их признаки», «Назови месяцы», «Назови профессии» и т.д.
- «Подбери признаки к предмету», «Скажи наоборот», «Части целого»
Антонимы
Обобщение
Грамматический строй речи
Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения
- употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- образовывать слова в нужной форме,
- образовывать прилагательные от существительных
- изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам
- понимать и употреблять предлоги
- согласовывать числительные и прилагательные с существительными.
- «Скажи ласково»
- «Один -много»
- «Из чего – какой?»
- «Давай посчитаем»
- «Кто где?»
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
- составлять рассказ по картинке
- составлять рассказ по серии картин
- отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста
- на структурирование текста (последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
- Чтение и рассказывание сказок
- Вопросы по содержанию сказки
(полные ответы ребенка)
- Пересказ сказки
- Рассказывание из личного опыта
- Запоминание и рассказывание стихов .
Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении
- уметь слушать и понимать речь
- строить общение с учетом ситуации
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми
- ясно и последовательно выражать свои мысли
- пользоваться формами речевого этикета
Мелкая моторика рук
- пальчиковая гимнастика
- игры с прищепками
- ниткография
- использование шариков су-джок и аппликатора Кузнецова
- обведение и штриховка предметов
- шнуровка
- нанизывание бусинок
- аппликация
- лепка
- плетение и т.д.
- Выкладывание фигурок животных из фасоли, гороха, пуговиц
- Рисование пальцем на подносе с крупой
- Катание круглой щётки для волос, грецкого ореха, теннисного мяча между ладонями
- «Ходьба» пальцами по решётке для раковины, по пельменнице и т.п.
- Цепляние прищепок на верёвку
- Завязывание узелков
- Штриховка
- Шнуровка
- Раскраски и т.п.
Все психические процессы ( мышление, память, внимание, зрительное восприятие, воображение)тесно взаимосвязаны.
Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
- Осмысливание ребёнком событий и явлений ( Почему летом нельзя кататься на лыжах?)
- Сравнение, выявление различий (Чем отличаются кукла и девочка?)
- Отгадывание загадок. Заучивание стихотворений.
- Игры: «Я начну, а ты закончи», «Вспомни, как было», «Найди два одинаковых предмета» и т.п.
- Выкладывание палочек.
- Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
- Создание новых образов (Несуществующее животное)
- Придумывание историй
- Продолжение рисунка (Клякса. Дорисуй)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!