3. Развивающая среда как совокупность взаимосвязанных микросред.
4. Задачи развивающей среды.
5. Параметры качества развевающей среды.
6. Принципы построения пространственно-предметной развивающей среды в семье.
Научные подходы к развивающей среде
По мнению Л.С. Выготского среда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития , т.е. именно, взаимодействие со средой является источником того, что у ребенка возникают те, или иные свойства.
Р.С. Немов говорит о среде как о совокупности внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается ребенок.
Социально-экологическая концепцияразвивающей среды
Основными составляющими развивающей (окружающей)среды являются микро-, мезо-, экзо- и макросистемы.
Микросистема - это среда жизни ребенка; ее структурные элементы: различные виды деятельности, роли и межчеловеческие отношения.
Мезосистема- это совокупность взаимосвязанных сфер жизни, в которых ребенок участвует как действующий субъект: семья, дошкольное учреждение, друзья вне учреждения и т.д.
Экзосистема - индивид не участвует сам в событиях, однако они оказывают влияние на его жизнь ( профессиональная деятельность родителей ребенка, круг знакомых семьи и т.д.).
Макросистема - обобщенные культурные, политические, социальные, мировоззренческие, идеологические характеристики, содержащиеся в индивидуальных микро-, мезо-, и экзосистемах .
Развивающая среда представляет собой совокупность взаимосвязанных микросред - предметной, игровой, образовательной, коммуникативной, содержательное наполнение которых определяется материальными объектами деятельности, отношениями между членами семьи, социальным и культурно-нравственным уровнем семьи.
Развивающая среда семьи выступает мощным источником становления субъектного опыта ребенка-дошкольника, обеспечивает возможность испытывать и использовать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля при ситуации свободы выбора деятельности.
Развивающая среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.
Функции развивающей среды
Развивающая среда активизирует деятельность ребенка.
Развивающая среда побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества.
Задачи развивающей среды
создание максимальных условий для роста и развития ребенка, обеспечение его социально-экономической и психологической защиты;
сохранение, развитие и передача детям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализацию социально-воспитательного потенциала своего рода, семьи;
создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я» для детей в семье;
создание разнообразных возможностей для знакомства с окружающим миром, охрана эмоционального мира ребенка, помощь в становлении речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, знакомство с новыми словами и понятиями;
удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
формирование интереса к познанию мира;
развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности;
обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
Параметры качества семейнойразвивающей среды
Демографичес-
кий
Социально-
Социально-
экономический
культурный
Развивающая
среда семьи
Технико-
гигиеничес-
кий
Компоненты развивающей среды в семье
Коммуникативная среда
Предметная среда
Игровая среда
Коммуникативная
среда семьи
Речевая среда семьи
Информационная
среда семьи
Пространственно – предметная среда пространства семьи
Пространственно-предметная развивающая среда - это целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка.
Принципы построения пространственно-предметной среды
принцип активности, стимулирующий исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
принцип стабильности-динамичности развивающей среды , позволяющий ребенку не пребывать в среде, а активно взаимодействовать с ней, «перестраивать», преодолевать, менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
- принцип эмоциогенностисреды , дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
- принцип творческо-гуманной направленности , создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества);
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде и дающий ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
принцип дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ребенку чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером;
- гуманитарный принцип , отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.
Необходимо помнить, что:
1. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка.
2.Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них.
3 . Среда, в то же время, должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо (например, в спальной комнате0.
литература
Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи //Мир образования — образование в мире. 2001. № 4.
Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Ковалев С.В. Психология современной семьи, Москва, 1988г.
Холёва Л.А. Влияние семейных отношений на формирование личности дошкольника.- М., 2001.