Просмотр содержимого документа
«Развитие речи в детском саду»
«Развитие речи в детском саду»
С использованием ИКТ
Воспитатель: Дедова А.Ю. Подготовительная к школе группа№1 «Звёздочки» МБДОУ «Детский сад №8 «Теремок»»
Средства развития речи
общение взрослых и детей;
культурная языковая среда;
обучение родной речи на занятиях;
художественная литература;
различные виды искусства.
ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Общение– это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата(М.И.Лисина)
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога:
содержательность,
точность,
логичность,
правильность,
выразительность,
эмоциональная насыщенность,
знание и соблюдение правил речевого этикета,
уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
ОБУЧЕНИЕОбучение-это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальныезанятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
Значение занятий по развитию речи:
на занятиях решаются задачи из всех разделов программы
развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности
3. занятия помогают реализовать возможности речевогоразвития в дошкольном детстве- самом благоприятномпериоде для овладения языком
4. на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата
5. в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком. Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
а) в зависимости от ведущей задачи:
- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)
- по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа)
- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)
- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)
- занятия по ознакомлению с художественной литературой
б) в зависимости от применения наглядности:
занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)
-занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)
-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
в)в зависимости от этапа обучения:-речевой навыкформируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).г)в зависимости от количества участников:-фронтальные (со всей группой)-индивидуальные.
д)в зависимости от дидактических целей:-занятия по сообщению нового материала-по закреплению знаний, умений, навыков-по обобщению и систематизации знаний-итоговые или проверочные-комбинированные (смешанные)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ОПТИМАЛЬНОЕ
СОЧЕТАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
И ИНДИВИДУАЛЬ-
НЫХ ФОРМ
РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ТЩАТЕЛЬНАЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬ-
НАЯ ПОДГОТОВКА
К ЗАНЯТИЮ
ЧЕТКАЯ
СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
СООТВЕТСТВИЕ
УЧЕТ
МАТЕРИАЛА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЯ
ВОЗРАСТНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ
УМСТВЕННОГО
И РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ПРАВИЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАНЯТИЯ
СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ
(метод наблюдения
и его
разновидности:
экскурсии, осмотры
помещения,
рассматривание
натуральных
предметов)
2.ОПОСРЕДОВАННЫЕ
(с использованием
изобразительной
наглядности:
рассматривание
игрушек, картин,
фотографий, описание
картин и игрушек,
рассказывание
по игрушкам и
картинам)
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
СЛОВЕСНЫЕ:
дидактические
чтение и
рассказывание
игры,
художественных
игры-
произведений,
драматизации,
заучивание
инсценировки,
наизусть,
пластические
этюды,
пересказ,
дидактические
обобщающая
упражнения,
беседа,
хороводные
рассказывание
игры
без опоры
на наглядный
материал
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ПРОДУКТИВНЫЕ:
создание собственных
связных высказываний
(обобщающая беседа,
рассказывание, пересказ
с перестройкой текста,дидактические игры
на развитие связной речи,
метод моделирования,
творческие задания)
РЕПРОДУКТИВНЫЕ:
воспроизведение
готового
речевого материала
(метод наблюдения
и его разновидности,
рассматривание картин,
чтение художественной
литературы, пересказ,
заучивание наизусть,
игры-драматизации
по содержанию литературных
произведений,
дидактические игры)
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ИГРОВЫЕ:
НАГЛЯДНЫЕ:
СЛОВЕСНЫЕ:
речевой образец,
игровой
показ
персонаж,
иллюстраций,
повторное
показ положения
проговаривание,
сюрпризный
момент,разные
органов
объяснение,
виды игр
указание,
артикуляции
оценка детской
при обучении
речи, вопрос
правильному
произношению
ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)
КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)
В педагогической практике все приемы используются комплексно
в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речевой образец - правильная , предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание– преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение- раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх) .
Указания-разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИВопрос –словесное обращение, требующее ответа
ОСНОВНЫЕ:
РЕПРОДУКТИВНЫЕ
(КОНСТАТИРУЮЩИЕ)
КТО? ЧТО?
КАКОЙ? ГДЕ? КАК?
2.ПОИСКОВЫЕ
ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ?
ЧЕМ ПОХОЖИ?
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:
НАВОДЯЩИЕ
ПОДСКАЗЫВАЮЩИЕ
Вопросы должны быть четкими, целенаправленными,
соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль.
Следует избегать неконкретных вопросов (какая корова ? )