Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
ФГОС, утвержденный 28 августа 2013 г. Советом Министерства образованияи науки РФ, ставит цель — культурное развитие ребенка
Основные направления развития и образования детей ( образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
СЛАЙД 1
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка, его успешного обучения в школе, а так же для дальнейшей трудовой деятельности.
Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
Важными показателями компетенции ребенка являются умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, нормами; умение выстраивать отношения сотрудничества; умение работать в коллективе.
Формирование коммуникативных компетенций дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования педагогически обусловленных приемов, включающих упражнения на различение эмоциональных состояний, на развитие произвольности поведения, навыков межличностного взаимодействия, понимание средств мимики и пантомимики.
СЛАЙД 2
В театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В ненавязчивой форме идет исправление речевых дефектов у детей. Театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах) ;
- экспериментирование;
- сочинения сказок, модификация сказок;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
СЛАЙД 3
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- обыгрывание сказок и инсценировок.
Цель и задачи данной работы:
Цель: Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Задачи
Формировать умения: рассказывать художественное произведение.
Развивать лексическую, грамматическую, фонетическую стороны речи детей.
Развивать способность изображать художественный образ.
Создавать условия для организации совместной сюжетно – ролевой игре детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ОУ.
Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Учить детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
СЛАЙД 4
Не последнее место в развитии коммуникативных способностей у детей занимает работа с родителями.
Главная задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
- посещение театра;
- выставки и фотовыставки;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
СЛАЙД 5
Организация театрализованной деятельности формируется поэтапно:
Ознакомление детей с художественной литературой. Дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. (дети учатся внимательно слушать художественное произведение; формируется умение выделять наиболее яркие поступки героев; воспитывается бережное отношение к книге; обогащается жизненный опыт детей.)
Проведение различных викторин по произведениям. « Из какого литературного произведения данный предмет?». Дети отгадывают: «Это стульчик, который сломала Машенька в сказке «Три медведя», «А это коса, которую нес петушок, чтобы прогнать лису в сказке «Заюшкина избушка», «Волшебный горшочек, в котором варилась каша». Все это помогает детям закрепить знания произведений детской художественной литературы.
Знакомство с профессиями людей, работающих в театре
Заочная экскурсия в театр с помощью слайдов.
Подбор пособий для игры
Ознакомление детей с ролевыми действиями
СЛАЙД 6
После проведения подготовительной работы начинается показ настольного театра, потому что действия с его фигурами не вызывает особых трудностей. Дети учатся подбирать декорации, персонажей знакомых сказок. Отрабатываются приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ». Формируются умения сочетать в роли движение и слово.
Для драматизаций сказок, используются различные виды театров:
настольный театр,
пальчиковый,
СЛАЙД 7
театр на магнитной доске.
Но наибольшую радость доставляет детям
инсценирование любимых сказок, вхождение в роль знакомых персонажей, возможность почувствовать себя героем.
СЛАЙД 8
Игры – драматизации побуждают детей к монологу и диалогу. Дети вынуждены задавать вопросы, отвечать на них, давать развёрнутые ответы. Здесь уже можно использовать кукольный театр и режиссерские игры, где персонажи – куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.
Применение приемов кукловождения, учат способности сочинять небольшие сказки. Дети осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения), учатся выражать свои эмоции.
СЛАЙД 9
Упражнения и этюды, темы для которых близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Благодарность, Радость, Разговор по телефону, Поздравление и пожелание и т.д.) Они направлены на развитие мимики и пантомимики.
Речевые игры и упражнения,. Делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие (со словом). Поскольку у дошкольников ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, то на занятии в зависимости от поставленной задачи, акцент делается на один из этих видов упражнений.
На итоговом этапе организуется игра-представление. Участие родителей в спектаклях, в изготовлении атрибутов и костюмов позволяет им лучше понять внутренний мир своего ребёнка, улучшить взаимопонимание. Дети, видя поддержку и заинтересованность близких родственников, становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.
СЛАЙД 10
При совместной театрализованной деятельности у детей повышаются инициативность в общении, желание обсуждать темы спектакля, так как полученные впечатления очень сильные и яркие. Наблюдается повышение коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение); усвоение способов невербального общения; развитие связной диалогической речи.
Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством развития и коррекции коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.
Советы воспитателю по руководству играми детей
Не быть равнодушным зрителем игры, уметь понимать детей и понимать их игровые замыслы.
Бережно относиться к творческой выдумке ребенка, завоевывать доверие, установить контакт.
Уметь поддержать интересную идею, направить усилия на её осуществление.
Давать не только знания, но и эмоции.
Советовать, но не давить инициативу детей.
Помочь каждому ребенку найти свое место в игре.
Быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
Отвлекать детей от «дурной» игры, создавать интерес к другой теме.