kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие исследовательской деятельности дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети по природе своей исследователи. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Поэтому детское экспериментирование как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада очень ценен. Он дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательской деятельности дошкольников.»

Развитие исследовательской деятельности дошкольников.

Тарасюк С.К.

КГУ «Средняя школа № 26» г. Усть-Каменогорска

воспитатель мини-центра



Дети по природе своей исследователи. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Поэтому детское экспериментирование как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада очень ценен. Он дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.

Для воспитания и развития ребенка решающее значение имеет не обилие полученных знаний им, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в котором знание приобретается. Поэтому педагогу необходимо поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  • формирование поисково-познавательной деятельности;

  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.), сообразительности, критичности, самостоятельности;

  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

  • развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Для положительной мотивации детей применяются различные приемы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

  • тайна, сюрприз;

  • мотив помощи;

  • проблемная ситуация;

  • познавательный момент (почему так?);

  • драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);

  • тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”, моделирование “маленькими человечками”).



Изучение исследовательских способностей детей может успешно осуществляться в ходе наблюдений. Наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:

  • умение видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • умения и навыки проведения экспериментов;

  • умение делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

По ним вполне можно оценивать весь комплекс составляющих, требуемых в ситуациях исследовательского поведения. На эти критерии следует ориентироваться и при решении задачи развития исследовательских способностей, но это уже другая, скорее, педагогическая задача.

В полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе. Исследовательский метод обучения стоит рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основными составляющими являются: выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе умозаключения. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

В ходе проведения исследований можно выделить несколько правил, соблюдение которых позволит успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – нужно подходить к проведению этой работы творчески. Для этого:

  • Учите детей действовать самостоятельно;

  • Не сдерживайте инициативы детей;

  • Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

  • Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

    1. прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

    2. формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

    3. учиться анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации.

Хочется отметить, что эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Занятие дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. 

«Таинственный невидимка»

Тип занятия – занятие-исследование.

Цель занятия: расширить знания детей о воздухе, сформировать правильное отношение к сохранению чистоты окружающей среды.

Задачи:

  • обучающая – познакомить детей с понятием «воздух»; расширить их знания о его особенностях; познакомить с признаками, которыми обладает воздух; научить элементарным опытам с воздухом.

  • развивающая – способствовать развитию у детей интереса к природе, желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы; развивать наблюдательность, внимание, самостоятельность.

  • воспитательная – воспитывать у детей чувства ответственности за сохранность окружающей среды, и воздуха в частности.

Методы обучения: словесный, практический, проблемно – поисковый.

Форма обучения: групповая.

Оборудование:

  • Полиэтиленовые пакеты.

  • Воздушные шары.

  • Стаканы.

  • Миски.

  • Пластилин.

  • Палочка, нитки.

  • Соломинки для коктейля.

  • Вода простая и минеральная.

План проведения занятия.

1. Ритуал приветствия.

- Доброе утро, Даша!

- Доброе утро, Паша! (называются имена детей по кругу.)

- Доброе утро, солнце! (все дети поднимают руки.)

- Доброе утро, небо! (все дети поднимают руки.)

Доброе утро, всем детям! (все разводят руки в стороны.)

2. Вступительное слово педагога.

Педагог предлагает детям, отгадав загадку, определить тему предстоящего занятия. Загадывается загадка о воздухе:

Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей в доме. (Воздух)
Дверь не открывает,
А в комнату попадает.

Определив тему занятия, педагог интересуется, что дети могут рассказать о воздухе.

Рассказ педагога о воздухе.

Все мы знаем, что нас окружает воздух. Он повсюду, но мы его не видим, не чувствуем. Но если он вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое. Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха – самое большое 5 минут.

Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Это движение воздуха. Без ветра облака всегда бы стояли над морем или рекой. Значит, дождь, без ветра мог бы идти только над водой.

Всего лишь 200 лет назад ученые узнали, что воздух то смесь многих газов, в основном кислорода и азота, аргона и углекислого газа.

Как же нам с вами убедиться, что он действительно есть? Повесим посреди комнаты ленточки. От сквозняка они пришли в движение. Вот мы и увидели нашего невидимку!

3. Практическая часть

Ловушка для невидимки.

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Сначала широко раскроем пакет – воздух, ничего не подозревая, заберется во внутрь. Теперь быстро закрутим края пакета. Смотри, как раздулся пакет! Сразу ясно; там что-то есть. Попался невидимка! Ну что, отпустим его? Развязываем пакет – и он сразу сдувается. Но мы-то знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дуем, дуем, надуваем…

Попробуем задержать дыхание. Долго ли мы вытерпим? Не больше нескольких минут, потом стало как-то неприятно. Оказывается воздух наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что вы почувствовали? Как буд-то дует ветерок. А теперь опустим один конец трубочки в стакан с водой. Когда мы дуем, в воде появляются пузырьки воздуха. Однако воздух нужен не только людям, но и животным, и даже растениям. Если свежее срезанною веточку растения поставить в стакан с водой, то на стенках стакана сразу появятся пузырьки: растение дышит.

Сколько весит воздух?

Ответ - «Нисколько!». Давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопрос. Берем палочку. Посередине привязана веревочка. Два воздушных шарика привязываем на концы палочки и подвешиваем веревочку за середину. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один шарик иголкой. Из шарика выйдет воздух, и соответствующий конец палки поднимется вверх. Почему? Потому что без воздуха шарик стал легче. А что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно. Палочка снова уравновесится!

Пузырьки – спасатели.

Перед вами стоят два стакана. В одном стакане простая вода, а в другом – минеральная. Бросьте, пожалуйста, в оба стакана кусочки пластилина, которые лежат перед вами. Понаблюдайте, что произойдет. В простой воде пластилин идет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.

Что быстрее упадет?

Перед вами лежат два листа бумаги. Я предлагаю вам бросить листы на пол. Один лист вниз ребром (вот так), а второй – горизонтально (вот так). Понаблюдайте, какой лист быстрее упадет. Как вы думаете, почему лист, брошенный горизонтально, падал медленнее. Может, его кто – то поддерживал? Конечно же, это наш невидимка, воздух! Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет плотность и может удерживать предметы.

Реактивный шарик

А где еще может помочь наш невидимка? У каждого из вас есть воздушный шарик, но они разного размера. Одни шарики большие, другие – маленькие. Я предлагаю вам надуть шарики и по очереди отпускать их. Заметьте, какой шарик улетел дальше всех? Большой или маленький? ОТВЕТЫ. А почему большой? Правильно, т.к. в нем больше воздуха. Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. По такому же принципу работают и двигатели реактивных самолетов и ракет.

4. Рефлексия занятия.

Предполагает две оценки занятия детьми: эмоциональную (понравилось – не понравилось), и смысловую (чему научились, что запомнилось больше всего).

Во время занятий, экскурсий, практической деятельности мы поддерживали заинтересованность и любознательность детей, побуждали к активной исследовательской деятельности, самостоятельным умозаключениям, организовывали совместную деятельность.

Таким образом, каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином растении, найти ответы на интересующие вопросы, то есть развивались умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.




Занятие 1. Живое должно жить

Цель: познакомить с признаками живого; развивать умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения; воспитывать гуманное отношение к природе.

Задание 1.

Цель — развитие умения анализировать, делать выводы и умозаключения.

На столе стоит горшок с цветком, покрытый платком.

  • Как вы думаете, что лежит на столе? Это живое существо?

  • Как вы определите — это живой объект или неживой?

  • Какие признаки живого вы знаете?

  • Кто относится к живым объектам?

После ответов на вопросы педагог показывает цветок.

  • Цветы — это живой объект? Почему?

Педагог подводит детей к выводу, что относится к живым объектам, каковы признаки живого. Педагог вместе с детьми формулирует вывод.

Задание 2.

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы.

Что произойдет, если:

  • мы не будем заботиться о животных;

  • на земле исчезнут все растения;

  • произойдет взрыв.

Задание 3.

Цель — развитие умения задавать вопросы.

Задание: подумайте, если бы животные могли разговаривать как люди, какие вопросы они задали бы вам.

Задание 4.

Цель — развитие умения давать определения.

Задание: отгадайте загадки.

Кто на себе свой дом носит? 
(Улитка)

Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(Муравей)

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не заглядывает, а время знает.
(Петух)

Игра «Карусель»

Цель — развитие умения видеть проблемы.

Дети встают в круг, берутся за руки. После каждого оборота остановка в разных мирах (мир живого, неживого). Находим в комнате его признаки.

Занятие 2. Птицы

Цель: закрепить знания об образе жизни птиц, о перелетных и водоплавающих птицах; в процессе экспериментирования определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; развивать умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умения и навыки экспериментирования; воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: зерно, макеты клювов птиц, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.

Задание 1.

Цель — развитие умения задавать вопросы.

Задание: исправьте ошибки:

? приходит осень — медведь улетает в теплые края, а птицы готовят для зимовки берлоги;

  • зимой птицы питаются листьями, червяками, строят гнезда, греются на солнышке;

  • улетая в теплые края, птицы берут с собой еду, чтобы не умереть с голоду в дороге;

  • иногда воробьи спускаются с деревьев на дорожки, чтобы поболтать с местными кошками;

  • обычно птицы отправляются на охоту за кошками и собаками, чтобы накормить своих птенцов.

Задание 2. Эксперимент «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?»

Цель — развитие умений и навыков экспериментирования.

Задание: определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Педагог на иллюстрациях птиц закрывает изображения конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Взрослый предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.

Задание 3.

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы.

  1. «Надо подумать»:

    • подумайте, как птицы узнают дорогу на юг;

    • что произойдет, если птицы зимой не улетят в теплые края;

    • почему птицы поют;

    • подумайте, о чем говорят птицы между собой.

  2. Чем могут быть полезны птицам данные предметы: ветка дерева, фрукты, червяк, трава, камень, телефон, книга.

  3. При каких условиях данные предметы будут вредны для птиц.

Занятие 3. Вода — это жизнь

Цель: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни человека; развивать умения выдвигать гипотезы, видеть проблемы, умения и навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: банка с мелкими легкими предметами, емкость с водой, стаканчики.

Задание 1.

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы.

Что произойдет, если:

  • океаны и моря выйдут из берегов;

  • кончится вода на земле;

  • человек будет три дня без воды.

Дети предлагают варианты решения ситуаций, выбираются наиболее реальные.

Задание 2. Эксперимент «Помощница вода»

Цель — развитие навыков экспериментирования.

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока не польется через край). Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Задание 3.

Цель — развитие дивергентного мышления, умения делать выводы и умозаключения.

Жила-была одна обычная семья. Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Мальчик Вася никогда не закрывал кран с водой. Помоет руки и оставит кран открытым. А в кране жила семья Капелек: мама, папа и трое маленьких капелек. И вот однажды рассердились капельки на Васю и решили наказать его. Темной ночью собрали все свои вещи и исчезли. Утром Вася встает, открывает кран, а вода не течет…

Задание: продолжите сказку.

В заключении сделать вывод о том, что надо беречь воду, ведь ее запасы ограничены.

Игра «Волшебные превращения»

Цель — развитие умения видеть проблемы.

Одному ребёнку предлагается роль огня. Остальные дети — капельки воды, которые в холоде замерзают, превращаются в снежинки — двигаются медленно, но как только приближается огонь — они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми.

Занятие 4. Учись любоваться растущим цветком

Цель: познакомить детей с комнатными растениями, закрепить знания детей об уходе за ними; развивать дивергентное мышление, умение классифицировать, выдвигать гипотезы; учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею.

Оборудование: карточки с изображениями комнатных цветов, два одинаковых растения, вода.

Задание 1.

Поиск причин событий

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы:

  • земля в горшке стала твердой, и листья начали засыхать;

  • горшок с цветком упал и разбился;

  • расцвел цветок;

  • девочки поливали цветы.

Задание: найдите возможную причину события.

Задание 2. Эксперимент «С водой и без воды»

Цель — развитие умений и навыков экспериментирования.

Задание: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут); что будет, если одно растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т. д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.

Задание 3. На что похоже?

Цель — развитие дивергентного мышления.

Детям показывают рисунки с изображениями различных цветов.

Задание: рассмотрите их и скажите, на какие предметы они похожи.

Задание 4.

Цель — развитие умения классифицировать.

Задание: что лишнее и назовите.

Предлагается использовать различные основания для классификации.

Занятие 5. Уходит золотая осень

Цель: закрепить знания детей об основных признаках осени, об изменениях, происходящих в природе в конце осени; развивать умение видеть проблемы, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, давать определения, развивать оригинальность мышления; воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: листья деревьев (5 штук на каждого ребёнка).

Задание 1. Продолжи рассказ.

Цель — развитие умения видеть проблемы

Детям читается рассказ: Пришел ноябрь. Пошел дождь со снегом, стало холодно. На дороге скользко…

Задание: продолжите рассказ несколькими способами: 1 — представь, ты гуляешь во дворе; 2 — ты водитель грузовика и едешь по дороге; 3 — воробей, сидящий на ветке.

Задание 2.

Цель — развитие оригинальности мышления, умения наблюдать.

Задание: рассмотрите осенние листья, исследовав их форму, цвет, какие они на ощупь; скажите, почему они меняют свой цвет, опадают. А затем из листьев составьте оригинальный букет.

Задание 3.

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы.

Что произойдет, если:

  • этой осенью деревья не сбросят листву;

  • дождь будет идти целый месяц;

  • мухи не лягут спать.

Задание 4.

Цель — развитие умения давать определения

Задание: отгадайте загадки и объясните.

Летит орлица по синему небу:
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.
(Дождь)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Занятие 6. Как лесные звери готовятся к зиме

Цель: закрепить знания детей об образе жизни животных, что происходит с ними с приходом зимы; развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать и защищать свои идеи, давать определения, фиксировать собственные идеи, классифицировать; воспитывать гуманное отношение к животным, стремление заботиться о них.

Оборудование: карточки с изображениями животных, лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши.

Задание 1.

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы, доказывать и защищать свои идеи.

  • Что делают животные с приходом зимы (медведь, заяц, белка);

  • Какие способы вы можете предложить, чтобы защитить муравья, который не успел уснуть, от мороза;

  • Скоро зима, а медведь не хочет ложиться спать. Помогите уговорить его лечь спать.

Задание: предложите варианты решения проблемных ситуаций.

Задание 2.

Цель — развитие умения давать определения.

Задание: отгадайте загадки и объясните.

Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет?
(Волк)

Что за беленький клубок
Под кустом на землю лег?
(Заяц)

Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук?
(Дятел)

Задание 3.

Цель — развитие умения классифицировать.

Задание: назови, что лишнее.

Используются различные основания для классификации.

Задание 4.

Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи.

Задание: кодирование слов медведь, зима.

Дети на листах бумаги зарисовывают слова.

Занятие 7. Воздух

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха; определить, что воздух занимает место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, развивать навыки и умения экспериментирования.

Оборудование: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши.

Задание 1.

Цель — развитие умения делать выводы и умозаключения.

Подумайте:

  • Может человек жить без воздуха? Почему?

  • Почему мы не можем увидеть воздух?

  • Как мы можем обнаружить, что воздух существует?

Задание 2. Эксперимент «Сухой из воды»

Цель — развитие умений и навыков экспериментирования, умения защищать и доказывать свои идеи.

Задание: определить, что воздух занимает место.

Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

Задание 3.

Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи.

Задание: кодирование слов «лёгкий», «воздушный».

Игра «Карусель»

Цель — развитие умения видеть проблемы.

Детям предлагается мысленно сесть на карусель. Для этого дети встают в круг, держа над головой обруч. После полного оборота — остановка в разных мирах (Воды, Воздуха, Земли). Необходимо концентрировать внимание детей на все, что соответствует каждому миру.

Занятие 8. Снег

Цель: познакомить детей со свойствами воды, льда, снега, сравнить их, выявить особенности их взаимодействия; развивать умения и навыки экспериментирования, умения выдвигать гипотезы, фиксировать собственные идеи.

Оборудование: емкости со снегом, водой, льдом, лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши.

Задание 1.

Цель — развитие умения выдвигать гипотезы.

Подумайте:

  • Вы принесли домой снег. Что необходимо сделать, чтобы он не растаял.

  • Вам предстоит пройти по скользкой дорожке. Что нужно сделать, чтобы не упасть? Продемонстрируйте это.

Поиск причин событий:

  • Дети лепят снеговика.

  • Все вокруг стало белым-бело.

  • Мальчики отказались от катания на санках.

  • Саша посыпал дорожку вокруг дома песком.

Задание: найдите возможную причину событий.

Задание 2. Эксперимент «Какие свойства?»

Цель — развитие умений и навыков экспериментирования.

Задание: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Педагог предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

Задание 3.

Цель — развитие умения давать определения.

Задание: отгадайте загадки.

Без рук, без глаз,
А рисовать умеет.
(Мороз)

Белая скатерть все поле укрыла.
(Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)

Задание 4.

Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи.

Задание: кодирование слов «снег», «скользкий», «холодный».













































Список использованной литературы:

  1. Данюкова, В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В.Н.Данюкова, В.Н.Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.

  2. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина. – Москва. Творческий центр, 2007.

  3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.

  4. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование / И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.

  5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.

  6. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – Москва. АРКТИ, 2003.

  7. Материалы интернет-сайтов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие исследовательской деятельности дошкольников.

Автор: Тарасюк Светлана Констатиновна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(121) "mastier-klass-na-tiemu-dietskoie-ekspierimientirovaniie-osnova-poiskovo-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "159781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421944950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования с учетом ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_poznavatiel_no_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_doshkol_nikov_chier"
    ["file_id"] => string(6) "404739"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490804963"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Система использования проектного метода в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "sistiema_ispol_zovaniia_proiektnogho_mietoda_v_razvitii_poznavatiel_no_issliedov"
    ["file_id"] => string(6) "415851"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494925953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_poznavatelno_issledovatelskoi_deiatelnosti_doshkolnikov_cherez_organiza"
    ["file_id"] => string(6) "512612"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559070045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "«развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_poznavatelno_issledovatelskoi_deiatelnosti_doshkolnikov_cherez_organi_1"
    ["file_id"] => string(6) "537580"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580143267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства