Занятие 1. Живое должно жить Цель: познакомить с признаками живого; развивать умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения; воспитывать гуманное отношение к природе. Задание 1. Цель — развитие умения анализировать, делать выводы и умозаключения. На столе стоит горшок с цветком, покрытый платком. Как вы думаете, что лежит на столе? Это живое существо? Как вы определите — это живой объект или неживой? Какие признаки живого вы знаете? Кто относится к живым объектам? После ответов на вопросы педагог показывает цветок. Педагог подводит детей к выводу, что относится к живым объектам, каковы признаки живого. Педагог вместе с детьми формулирует вывод. Задание 2. Цель — развитие умения выдвигать гипотезы. Что произойдет, если: Задание 3. Цель — развитие умения задавать вопросы. Задание: подумайте, если бы животные могли разговаривать как люди, какие вопросы они задали бы вам. Задание 4. Цель — развитие умения давать определения. Задание: отгадайте загадки. Кто на себе свой дом носит? (Улитка) Сам мал, незаметно хожу, Но больше себя ношу. (Муравей) Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо) Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах, На часы не заглядывает, а время знает. (Петух) Игра «Карусель» Цель — развитие умения видеть проблемы. Дети встают в круг, берутся за руки. После каждого оборота остановка в разных мирах (мир живого, неживого). Находим в комнате его признаки. Занятие 2. Птицы Цель: закрепить знания об образе жизни птиц, о перелетных и водоплавающих птицах; в процессе экспериментирования определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; развивать умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умения и навыки экспериментирования; воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней. Оборудование: зерно, макеты клювов птиц, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц. Задание 1. Цель — развитие умения задавать вопросы. Задание: исправьте ошибки: ? приходит осень — медведь улетает в теплые края, а птицы готовят для зимовки берлоги; зимой птицы питаются листьями, червяками, строят гнезда, греются на солнышке; улетая в теплые края, птицы берут с собой еду, чтобы не умереть с голоду в дороге; иногда воробьи спускаются с деревьев на дорожки, чтобы поболтать с местными кошками; обычно птицы отправляются на охоту за кошками и собаками, чтобы накормить своих птенцов. Задание 2. Эксперимент «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?» Цель — развитие умений и навыков экспериментирования. Задание: определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Педагог на иллюстрациях птиц закрывает изображения конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Взрослый предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют. Задание 3. Цель — развитие умения выдвигать гипотезы. «Надо подумать»: подумайте, как птицы узнают дорогу на юг; что произойдет, если птицы зимой не улетят в теплые края; почему птицы поют; подумайте, о чем говорят птицы между собой. Чем могут быть полезны птицам данные предметы: ветка дерева, фрукты, червяк, трава, камень, телефон, книга. При каких условиях данные предметы будут вредны для птиц. Занятие 3. Вода — это жизнь Цель: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни человека; развивать умения выдвигать гипотезы, видеть проблемы, умения и навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к воде. Оборудование: банка с мелкими легкими предметами, емкость с водой, стаканчики. Задание 1. Цель — развитие умения выдвигать гипотезы. Что произойдет, если: Дети предлагают варианты решения ситуаций, выбираются наиболее реальные. Задание 2. Эксперимент «Помощница вода» Цель — развитие навыков экспериментирования. Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока не польется через край). Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы. Задание 3. Цель — развитие дивергентного мышления, умения делать выводы и умозаключения. Жила-была одна обычная семья. Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Мальчик Вася никогда не закрывал кран с водой. Помоет руки и оставит кран открытым. А в кране жила семья Капелек: мама, папа и трое маленьких капелек. И вот однажды рассердились капельки на Васю и решили наказать его. Темной ночью собрали все свои вещи и исчезли. Утром Вася встает, открывает кран, а вода не течет… Задание: продолжите сказку. В заключении сделать вывод о том, что надо беречь воду, ведь ее запасы ограничены. Игра «Волшебные превращения» Цель — развитие умения видеть проблемы. Одному ребёнку предлагается роль огня. Остальные дети — капельки воды, которые в холоде замерзают, превращаются в снежинки — двигаются медленно, но как только приближается огонь — они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми. Занятие 4. Учись любоваться растущим цветком Цель: познакомить детей с комнатными растениями, закрепить знания детей об уходе за ними; развивать дивергентное мышление, умение классифицировать, выдвигать гипотезы; учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею. Оборудование: карточки с изображениями комнатных цветов, два одинаковых растения, вода. Задание 1. Поиск причин событий Цель — развитие умения выдвигать гипотезы: Задание: найдите возможную причину события. Задание 2. Эксперимент «С водой и без воды» Цель — развитие умений и навыков экспериментирования. Задание: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут); что будет, если одно растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т. д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут. Задание 3. На что похоже? Цель — развитие дивергентного мышления. Детям показывают рисунки с изображениями различных цветов. Задание: рассмотрите их и скажите, на какие предметы они похожи. Задание 4. Цель — развитие умения классифицировать. Задание: что лишнее и назовите. Предлагается использовать различные основания для классификации. Занятие 5. Уходит золотая осень Цель: закрепить знания детей об основных признаках осени, об изменениях, происходящих в природе в конце осени; развивать умение видеть проблемы, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, давать определения, развивать оригинальность мышления; воспитывать эстетические чувства. Оборудование: листья деревьев (5 штук на каждого ребёнка). Задание 1. Продолжи рассказ. Цель — развитие умения видеть проблемы Детям читается рассказ: Пришел ноябрь. Пошел дождь со снегом, стало холодно. На дороге скользко… Задание: продолжите рассказ несколькими способами: 1 — представь, ты гуляешь во дворе; 2 — ты водитель грузовика и едешь по дороге; 3 — воробей, сидящий на ветке. Задание 2. Цель — развитие оригинальности мышления, умения наблюдать. Задание: рассмотрите осенние листья, исследовав их форму, цвет, какие они на ощупь; скажите, почему они меняют свой цвет, опадают. А затем из листьев составьте оригинальный букет. Задание 3. Цель — развитие умения выдвигать гипотезы. Что произойдет, если: Задание 4. Цель — развитие умения давать определения Задание: отгадайте загадки и объясните. Летит орлица по синему небу: Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча) Посмотрю я в окошко: Идет длинный Антошка. (Дождь) И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) Занятие 6. Как лесные звери готовятся к зиме Цель: закрепить знания детей об образе жизни животных, что происходит с ними с приходом зимы; развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать и защищать свои идеи, давать определения, фиксировать собственные идеи, классифицировать; воспитывать гуманное отношение к животным, стремление заботиться о них. Оборудование: карточки с изображениями животных, лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши. Задание 1. Цель — развитие умения выдвигать гипотезы, доказывать и защищать свои идеи. Что делают животные с приходом зимы (медведь, заяц, белка); Какие способы вы можете предложить, чтобы защитить муравья, который не успел уснуть, от мороза; Скоро зима, а медведь не хочет ложиться спать. Помогите уговорить его лечь спать. Задание: предложите варианты решения проблемных ситуаций. Задание 2. Цель — развитие умения давать определения. Задание: отгадайте загадки и объясните. Кто в лесу голодный рыщет, Под кустом зайчишку ищет? (Волк) Что за беленький клубок Под кустом на землю лег? (Заяц) Кто присел на толстый сук И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел) Задание 3. Цель — развитие умения классифицировать. Задание: назови, что лишнее. Используются различные основания для классификации. Задание 4. Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи. Задание: кодирование слов медведь, зима. Дети на листах бумаги зарисовывают слова. Занятие 7. Воздух Цель: познакомить детей со свойствами воздуха; определить, что воздух занимает место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, развивать навыки и умения экспериментирования. Оборудование: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши. Задание 1. Цель — развитие умения делать выводы и умозаключения. Подумайте: Может человек жить без воздуха? Почему? Почему мы не можем увидеть воздух? Как мы можем обнаружить, что воздух существует? Задание 2. Эксперимент «Сухой из воды» Цель — развитие умений и навыков экспериментирования, умения защищать и доказывать свои идеи. Задание: определить, что воздух занимает место. Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт. Задание 3. Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи. Задание: кодирование слов «лёгкий», «воздушный». Игра «Карусель» Цель — развитие умения видеть проблемы. Детям предлагается мысленно сесть на карусель. Для этого дети встают в круг, держа над головой обруч. После полного оборота — остановка в разных мирах (Воды, Воздуха, Земли). Необходимо концентрировать внимание детей на все, что соответствует каждому миру. Занятие 8. Снег Цель: познакомить детей со свойствами воды, льда, снега, сравнить их, выявить особенности их взаимодействия; развивать умения и навыки экспериментирования, умения выдвигать гипотезы, фиксировать собственные идеи. Оборудование: емкости со снегом, водой, льдом, лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши. Задание 1. Цель — развитие умения выдвигать гипотезы. Подумайте: Вы принесли домой снег. Что необходимо сделать, чтобы он не растаял. Вам предстоит пройти по скользкой дорожке. Что нужно сделать, чтобы не упасть? Продемонстрируйте это. Поиск причин событий: Дети лепят снеговика. Все вокруг стало белым-бело. Мальчики отказались от катания на санках. Саша посыпал дорожку вокруг дома песком. Задание: найдите возможную причину событий. Задание 2. Эксперимент «Какие свойства?» Цель — развитие умений и навыков экспериментирования. Задание: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Педагог предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его). Задание 3. Цель — развитие умения давать определения. Задание: отгадайте загадки. Без рук, без глаз, А рисовать умеет. (Мороз) Белая скатерть все поле укрыла. (Снег) Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лед) Задание 4. Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи. Задание: кодирование слов «снег», «скользкий», «холодный». |