Просмотр содержимого документа
««развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
АВТОР:
ВЕРЕЩАКА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Славянский район
2020 г.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;
- развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Для реализации поставленных задач был проведен цикл занятий с использованием экспериментальной деятельности: «Волшебная вода», «Почва» и «Вулкан».
Тема: «Волшебная вода»
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
-вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
- вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию любознательности;
- развивать внимание детей;
- способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать культуру поведения;
- воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
- формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы: глобус, вода, соль, сахар, компакт-диски, салфетки.
Ход занятия.
Организационная часть.
Педагог: У нас будут необычные задания, а какие вы узнаете, отгадав мои загадки:
1. Я умею разливаться,
Мною можно умываться
В кране я живу всегда
А зовут меня ….(вода)
Основная часть.
- Сегодня мы с вами будем говорить о воде, узнаем, где она живет, какая она бывает, кому нужна вода, и зачем она нужна.
- Ребята, посмотрите, я принесла вам глобус. Это модель нашей планеты, на которой мы с вами живем. Наша планета называется Земля. Обратите внимание, каким цветом закрашена наша планета. (Ответы детей)
- Зеленый цвет – это леса, желтый – это пустыня, голубой – это моря, океаны, реки и озера.
- Посмотрите, какого цвета больше на глобусе (голубого).
- Да, голубого цвета больше. Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.
- Ребята, где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)
- А еще где живет вода? (Под землей)
- Вода еще живет под землей. Под землей тоже есть реки и озера. Но мы их не видим, так как они очень глубоко прячутся.
- Дети, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода? (Ответы детей).
- Для некоторых животных вода – это дом. Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и тд.)
- Как надо беречь воду? (Закрывать кран, не загрязнять водоемы и т.д)
Экспериментальная часть.
- Ребята, вы, наверное, слышали, что о воде говорят, что она волшебная. Во что же она умеет превращаться? Мы сейчас с вами это узнаем. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Но вначале мы узнаем, какая же вода?
Опыт 1.
- В стакане у меня вода. Как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей).
- Давайте посмотрим. (Наливаем воду в стакан, блюдце и т. д). Вода не имеет формы. Она течёт, разливается, переливается и принимает форму того сосуда, в которой ее наливают.
Вывод: вода не имеет формы
Опыт 2.
На подносе 2 стакана (один стакан с водой, второй с молоком).
- Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей)
- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей)
- А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (Через молоко не видно картинку).
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Опыт 3.
- Понюхайте воду в своих стаканчиках?
Вывод: нет запаха.
Опыт 4.
- Есть ли вкус у воды? (Ответы детей).
- На столе в стаканах вода. Давайте попробуем воду. У воды нет вкуса.
Вывод: вода безвкусная
Опыт 5.
- А мы можем изменить вкус воды? Можем! Потому что вода имеет свойство – растворять! Мы сейчас узнаем.
а) кладем сахар – растворился. Пробуем – сладкая.
б) кладем соль – растворилась, пробуем – соленая.
Вывод: вода может растворять.
Опыт 6.
- Как вы думаете, может ли вода клеить? (Ответы детей)
- Оказывается вода может склеивать определенные предметы.
- Берем два компакт-диска. Один смачиваем водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Получается? (Нет, вода склеила диски между собой).
- Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.
Вывод: вода имеет свойство склеивать определенные предметы.
Опыт 7.
- Давайте выясним какие предметы тонут, а какие будут плавать. Вата, гвоздь, крышка, камень, монета, палочка.
Вывод: выяснили, что самым плотным тяжелым является металл (он утонул, а наиболее легкие материалы остались плавать на поверхности воды (пластмасса, дерево).
Опыт 8. Поднимающаяся вода.
- Давайте возьмем три стакана, 2 с краской: желтой и синей. И один пустой стакан. Вода впитывается волокнами салфеток и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.
Вывод: В результате в пустом стакане смешались 2 цвета и получился зеленый цвет.
Заключительная часть.
- Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним. (Вода бесцветная, не имеет формы, запаха, вода не имеет вкуса, может склеивать определенные предметы.)
Тема: «Почва»
Цель: познакомить детей с почвой.
Задачи:
-Познакомить детей с видами почвы как образуется почва.
-В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха
-Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.
-Развивать мышление, речь, внимание.
-Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.
-Пополнить словарный запас детей.
Материал:
Комочки сухой почвы, Колба с водой, Белый лист бумаги, палочки, лупы, Таблица “Почва”.
Ход занятия.
Организационная часть.
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
И ветер меня обдувает,
И ливень порой поливает,
И норку во мне прорывает
Проворная мышь полевая.
-Что это? (Земля)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)
Основная часть.
- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)
– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой.
- Давайте посмотрим из чего же состоит почва (вода, воздух, минеральные соли).
-Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. Песчаная почва относится к легким видам почв. Узнать ее так же не составит труда: она рыхлая, сыпучая, легко пропускает воду. Если горсть такой земли взять в руки и попробовать сформировать комок – ничего не получится.
-В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.) Глинистая почва в дожди жирно липнет к ногам, плохо впитывает воду, легко слипается. Если из горсти такой земли (влажной) скатать длинную колбаску – ее можно легко согнуть в кольцо, при этом она не станет рассыпаться на части или трескаться.
- Еще есть почва суглинистая. Если взять пригоршню такой земли в ладони и скатать ее, то можно легко сформировать колбаску, которую, однако, нельзя согнуть в кольцо, так как при деформировании она развалится.
- Супесчаная почва. По своим качествам она схожа с песчаными почвами, но содержит несколько больший процент глинистых включений. Определить ее можно тем же методом сдавливания горсти влажной земли в колбаску или комок: если она формируется, но плохо удерживает форму – перед вами супесчаный грунт.
- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.) Черноземы – это почвы высокого потенциального плодородия. Устойчивая зернисто-комковатая структура, высокое содержание гумуса, большой процент кальция, хорошие водопоглощающие и водоудерживающие способности позволяют рекомендовать их, как лучший вариант для выращивания сельскохозяйственных культур. Чтобы понять, что перед вами действительно чернозем необходимо взять гость земли и сжать ее в ладони, на руке должен остаться черный жирный отпечаток.
-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (5)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)
- Как вы думаете, что это? (Песок)
А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой камней
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)
“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.
Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.
- Кто, кто в пенечке живет?
Никто не отвечает.
Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.
И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.
Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.
“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.
Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”
- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)
-А сейчас мы с вами немножко отдохнем
Физкультминутка.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
И в развалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее.
Раз, два, раз, два-
Позади уже вода.
- Сейчас мы узнаем с помощью экспериментов, из чего состоит почва. Я дам каждому из вас немножко этой земли.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
- Сейчас мы с вами узнаем, что же у нас находится в земле?
-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)
- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)
- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)
Вывод: в почве содержатся корешки, камни, мусор.
Опыт № 2. В земле есть воздух.
- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?
- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).
-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Вывод: в земле есть воздух.
Опыт № 3.
Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.
Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
- Вот какие чудеса таит в себе почва.
- Теперь давайте отправимся обратно на нашу полянку
Итог деятельности
- Мы сделали с вами опыты. А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?
-Что узнали о почве?
-Почему её называют кормилицей?
-Как образуется почва?
-Что понравилось?
- Вы все сегодня очень хорошо постарались, спасибо вам за занятие
Тема: «Вулкан»
Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканом.
Задачи:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
- расширять представление детей об окружающем мире, об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана);
- развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
- воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
- Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети: вулкан.
Основная часть.
- Да, ребята, это вулкан. Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей).
- В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2,3) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?
Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус… .
- Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
- Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?(ответы детей)
- Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5,6,7). Затем происходит взрыв (слайд№8,9). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№10,11,12). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №13,14). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№15,16,17)
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?(ответы детей)
- Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №10). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими? (ответы детей).
- Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №11).
- Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.
Физкультминутка.
По дорожке мы шагаем,
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1,2,3»
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?
Дети: да, у нас получится!
- 1,2,3 повернись,
И в волшебника превратись.
Дети подходят к макету вулкана.
- Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).
Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной краски.
Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.
Заключительная часть.
- У меня есть рисунки не раскрашенных вулканов и предлагаю раскрасить их. Теперь приступаем к работе. (Дети рисуют)
- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)
- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)
- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)
- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)
- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)
- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.
- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета)