kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;

- развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН











ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»









АВТОР:

ВЕРЕЩАКА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ









Славянский район

2020 г.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;

- развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

- развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Для реализации поставленных задач был проведен цикл занятий с использованием экспериментальной деятельности: «Волшебная вода», «Почва» и «Вулкан».























Тема: «Волшебная вода»

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

- вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

 - вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию любознательности;

- развивать внимание детей;

- способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать культуру поведения;

- воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

- формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы: глобус, вода, соль, сахар, компакт-диски, салфетки.

Ход занятия.

Организационная часть.

Педагог: У нас будут необычные задания, а какие вы узнаете, отгадав мои загадки:

1. Я умею разливаться,

Мною можно умываться

В кране я живу всегда

А зовут меня ….(вода)

Основная часть.

- Сегодня мы с вами будем говорить о воде, узнаем, где она живет, какая она бывает, кому нужна вода, и зачем она нужна.

- Ребята, посмотрите, я принесла вам глобус. Это модель нашей планеты, на которой мы с вами живем. Наша планета называется Земля. Обратите внимание, каким цветом закрашена наша планета. (Ответы детей)

- Зеленый цвет – это леса, желтый – это пустыня, голубой – это моря, океаны, реки и озера.

- Посмотрите, какого цвета больше на глобусе (голубого).

- Да, голубого цвета больше. Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.

- Ребята, где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)

- А еще где живет вода? (Под землей)

- Вода еще живет под землей. Под землей тоже есть реки и озера. Но мы их не видим, так как они очень глубоко прячутся.

- Дети, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода? (Ответы детей).

- Для некоторых животных вода – это дом. Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и тд.)

- Как надо беречь воду? (Закрывать кран, не загрязнять водоемы и т.д)

Экспериментальная часть.

- Ребята, вы, наверное, слышали, что о воде говорят, что она волшебная. Во что же она умеет превращаться? Мы сейчас с вами это узнаем. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Но вначале мы узнаем, какая же вода?

Опыт 1.

- В стакане у меня вода. Как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей).

- Давайте посмотрим. (Наливаем воду в стакан, блюдце и т. д). Вода не имеет формы. Она течёт, разливается, переливается и принимает форму того сосуда, в которой ее наливают.

Вывод: вода не имеет формы

Опыт 2.

На подносе 2 стакана (один стакан с водой, второй с молоком).

- Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей) 

- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) 

- А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (Через молоко не видно картинку).

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Опыт 3.

- Понюхайте воду в своих стаканчиках?

Вывод: нет запаха.

Опыт 4.

- Есть ли вкус у воды? (Ответы детей).

- На столе в стаканах вода. Давайте попробуем воду. У воды нет вкуса.

Вывод: вода безвкусная

Опыт 5.

- А мы можем изменить вкус воды? Можем! Потому что вода имеет свойство – растворять! Мы сейчас узнаем.

а) кладем сахар – растворился. Пробуем – сладкая.

б) кладем соль – растворилась, пробуем – соленая.

Вывод: вода может растворять.

Опыт 6.

- Как вы думаете, может ли вода клеить? (Ответы детей)

- Оказывается вода может склеивать определенные предметы.

- Берем два компакт-диска. Один смачиваем водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Получается? (Нет, вода склеила диски между собой).

- Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.

Вывод: вода имеет свойство склеивать определенные предметы.

Опыт 7.

- Давайте выясним какие предметы тонут, а какие будут плавать. Вата, гвоздь, крышка, камень, монета, палочка.

Вывод: выяснили, что самым плотным тяжелым является металл (он утонул, а наиболее легкие материалы остались плавать на поверхности воды (пластмасса, дерево).

Опыт 8. Поднимающаяся вода.

- Давайте возьмем три стакана, 2 с краской: желтой и синей. И один пустой стакан. Вода впитывается волокнами салфеток и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.

Вывод: В результате в пустом стакане смешались 2 цвета и получился зеленый цвет.

Заключительная часть.

- Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним. (Вода бесцветная, не имеет формы, запаха, вода не имеет вкуса, может склеивать определенные предметы.)





Тема: «Почва»

Цель: познакомить детей с почвой.

Задачи:

-Познакомить детей с видами почвы как образуется почва.

-В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха

-Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.

-Развивать мышление, речь, внимание.

-Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.

-Пополнить словарный запас детей.

Материал:

Комочки сухой почвы, Колба с водой, Белый лист бумаги, палочки, лупы, Таблица “Почва”.

Ход занятия.

Организационная часть.

-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

-Что это? (Земля)

- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)

Основная часть.

- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)

- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)

-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)

– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой.

- Давайте посмотрим из чего же состоит почва (вода, воздух, минеральные соли).

-Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. Песчаная почва относится к легким видам почв. Узнать ее так же не составит труда: она рыхлая, сыпучая, легко пропускает воду. Если горсть такой земли взять в руки и попробовать сформировать комок – ничего не получится.

-В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.) Глинистая почва в дожди жирно липнет к ногам, плохо впитывает воду, легко слипается. Если из горсти такой земли (влажной) скатать длинную колбаску – ее можно легко согнуть в кольцо, при этом она не станет рассыпаться на части или трескаться.

- Еще есть почва суглинистая. Если взять пригоршню такой земли в ладони и скатать ее, то можно легко сформировать колбаску, которую, однако, нельзя согнуть в кольцо, так как при деформировании она развалится.

- Супесчаная почва. По своим качествам она схожа с песчаными почвами, но содержит несколько больший процент глинистых включений. Определить ее можно тем же методом сдавливания горсти влажной земли в колбаску или комок: если она формируется, но плохо удерживает форму – перед вами супесчаный грунт.

- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.) Черноземы – это почвы высокого потенциального плодородия. Устойчивая зернисто-комковатая структура, высокое содержание гумуса, большой процент кальция, хорошие водопоглощающие и водоудерживающие способности позволяют рекомендовать их, как лучший вариант для выращивания сельскохозяйственных культур. Чтобы понять, что перед вами действительно чернозем необходимо взять гость земли и сжать ее в ладони, на руке должен остаться черный жирный отпечаток.

-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (5)

- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)

- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)

- Как вы думаете, что это? (Песок)

А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.

- Потом идет слой камней

- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

- Кто живет в почве? (червяки, кроты, жуки.)

-А вы знаете, как образуется почва?

Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

- Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)

-А сейчас мы с вами немножко отдохнем

Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок,

Руки вниз – хлопок.

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём,

И в развалочку идём.

Дальше по лесу идём,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем веселее.

Раз, два, раз, два-

Позади уже вода.

- Сейчас мы узнаем с помощью экспериментов, из чего состоит почва. Я дам каждому из вас немножко этой земли.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

- Сейчас мы с вами узнаем, что же у нас находится в земле?

-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)

- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)

- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)

Вывод: в почве содержатся корешки, камни, мусор.

Опыт № 2. В земле есть воздух.

- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?

- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).

-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Вывод: в земле есть воздух.

Опыт № 3.

Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.

Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

- Вот какие чудеса таит в себе почва.

- Теперь давайте отправимся обратно на нашу полянку

Итог деятельности

- Мы сделали с вами опыты. А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?

-Что узнали о почве?

-Почему её называют кормилицей?

-Как образуется почва?

-Что понравилось?

- Вы все сегодня очень хорошо постарались, спасибо вам за занятие

Тема: «Вулкан»

Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканом.

Задачи:

- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.

- расширять представление детей об окружающем мире, об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана);

- развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

- воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Материалы: макет вулкана, поддон, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, лист бумаги для фиксаций наблюдений, цветные карандаши, чайная ложка, пипетка.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Вводная часть.

- Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

Дети: вулкан.

Основная часть.

- Да, ребята, это вулкан. Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей).

- В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2,3) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?

Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус… .

- Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

- Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?(ответы детей)

- Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5,6,7). Затем происходит взрыв (слайд№8,9). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№10,11,12). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №13,14). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№15,16,17)

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?(ответы детей)

- Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №10). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими? (ответы детей).

- Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №11).

- Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3»

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: да, у нас получится!

- 1,2,3 повернись,

И в волшебника превратись.

Дети подходят к макету вулкана.

- Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).

  1. Насыпаем ложку соды.

  2. Добавляем красной краски.

  3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).

  4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.

  5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).

- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.

Заключительная часть.

- У меня есть рисунки не раскрашенных вулканов и предлагаю раскрасить их. Теперь приступаем к работе. (Дети рисуют)

- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Верещака Дарья Александровна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства