«Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения»
«Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Дидактические игры и упражнения направленные на развитие математических представлений – это игры, способствующие развитию умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минский в книге «От игры к знаниям», Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко предлагают развивать и закреплять математические представления в разных видах деятельности. В этой области занимались такие учёные, как М. Монтессори, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры.
Актуальность данной темы вижу в том, что формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения» »
«Дидактическая игра
в формировании элементарных математических представлений»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по теме самообразования
Воспитатель 2 младшей группы
Федичкина Валентина Анатольевна
Презентация на тему:
Общие сведения:
Дата рождения: 26.06.1961
Образование: высшее
Образовательное учреждение: Семипалатинский
педагогический институт
Специальность: педагогика и психология
(дошкольная)
Год окончания: 1990
Стаж работы: более 30 лет
Категория: 1 категория
Научно – методическая работа:
Курсы: 2010 г.
«Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста»
Февраль, 2015 г.
Опубликовала свой авторский материал на сайте «Копилка уроков»:
«Конспект интегрированного занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий «Транспорт»;
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Снеговик»
По словам В.А. Сухомлинского: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Роль дидактической игры в ФЭМП
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактические игры и упражнения направленные на развитие математических представлений – это игры, способствующие развитию умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минский в книге «От игры к знаниям», Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко предлагают развивать и закреплять математические представления в разных видах деятельности. В этой области занимались такие учёные, как М. Монтессори, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры.
Дидактические игры и упражнения направленные на развитие математических представлений – это игры, способствующие развитию умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минский в книге «От игры к знаниям», Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко предлагают развивать и закреплять математические представления в разных видах деятельности. В этой области занимались такие учёные, как М. Монтессори, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры.
«Актуальность»
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
«Цель»
использование дидактических игр и упражнений для
лучшего развития математических и других способностей
детей, потому что дидактическая игра поможет ребёнку
чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой форме,
разовьёт умственные способности ребёнка.
«Задачи»
Развивать на ряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом.
Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольника.
Обучение математике должно происходить в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку, поощряя стремление высказать своё мнение, дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.
«Условия»
игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей
материала определяется с учётом возрастных возможностей детей
«Используемые технологии»
«Используемые технологии»
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва Мозаика-Синтез 2005г.
- Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.
Москва Мозаика-Синтез 2005г.
- В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика - Синтез
- Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.
2008г.
В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика-
Е. А. Алябьева «Игры по развитию логического мышления» Москва-
Синтез 2008г.
Синтез 2010г.
Е. А. Алябьева «Игры по развитию логического мышления» Москва-
В. А. Кутецкий «Психология математических способностей дошкольников»
Синтез 2010г.
Москва-Кноус, 2005г.
В. А. Кутецкий «Психология математических способностей
дошкольников» Москва-Кноус, 2005г.
«Дидактические игры и упражнения»
способствуют:
* Развитию внимания
* Наблюдательности
* Сообразительности
* Творчеству
* Самостоятельности
* Закрепляют сенсорный опыт
«Учимся различать количество предметов»
Цель:
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Формировать умение различать количество предметов «много», «мало», «один».
Закреплять цвет предметов, развивать логическое мышление.
«Цветные автомобили»
«Курочка и цыплята»
«Учимся различать предметы по форме»
Цель:
Формировать умение различать предметы по форме (шар, куб),
Закреплять знания цветов, развивать логическое мышление, внимание.
«Учимся различать величину»
Цель:
Развивать умение различать предметы по величине, закреплять основные цвета, развивать мелкую моторику рук.
Май , 2014
Образовательная область «Познание»
Сентябрь, 2013
низкий уровень - 32 %, средний уровень – 68 %,
высокий уровень – 0 %
низкий уровень - 9 %,
Средний уровень – 73 %,
высокий уровень – 18 %
Отбирая игры, воспитатель исходит из того:
Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях
Как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности
Какие программные задачи он будет решать с их помощью
Тренировать сенсорный опыт
какие программные задачи он будет решать с их помощью,
Подготовка к дидактической игре
Четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил и игрового действия
Наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание
Привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы
кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
Таким образом, в игровой форме прививая ребёнку знания из области математика, вы научите его выполнять различные действия, разовьёте память, мышление, творческие способности. Играя с ребёнком, вы получите ощущение радости, откроете в нём новые удивительные черты характера, прививайте ему желание учиться, познавать новое.