Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида» Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления
Педагог-психолог
Осинцева Мария Александровна
На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошкольников, все больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на одной ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а так же играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.
Что такое межполушарное взаимодействие?
Это особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Сегодня многие педагоги и родители знают, что полушария головного мозга человека имеют разную специализацию,т.е. отвечают за разные процессы и функции (функциональная ассиметрия): левое полушарие –за речевую деятельность и логическое мышление, а правое – за чувственное восприятие и творческие способности.
Большая часть развивающих занятий и заданий для подготовки детей к школе связана с работой левого полушария: овладение связной речью, поиск и установление логических связей и закономерностей, решению задачек.
Правому же полушарию и его взаимодействию с левым обычно уделяется гораздо меньше внимания.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие межполушарных связей
Выполняя задание на развитие межполушариев позволяет ребёнку улучшить навыки зрительного восприятия и ориентации на листе, развить внимание, зрительно-пространственную координацию и графомоторику. А поочерёдное и одновременное рисование, а также выполнение различных упражнений двумя руками формирует новые межполушарные связи, налаживает совместную работу двух рук и рук с глазами.
Кинезиологические упражнения
помогают активизации мыслительной деятельности: позволяют улучшить память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
Целью кинезиологических упражнений является :
· Развитие межполушарного взаимодействия;
· Развитие межполушарных связей;
· Синхронизация работы полушарий;
· Развитие мелкой средней крупной моторики;
· Развитие умственных способностей;
· Развитие памяти, внимания;
· Развитие речи;
· Развитие логического мышления;
· Устранение дислексии;
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга.
Для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия .
Многоразовые карточки. Эта игра
тренирует моторику рук, развивает
творческие способности, готовит
руку к письму, развивает межполу-
шарные связи.
« Проведи двумя руками »
Нарисованные дорожки, а также
деревянные тренажёры.
« Разноцветные пальчики »
Задание заключается в том,
чтобы одновременно поднимать
пальцы на обеих руках только
одного цвета.
«Кулак, ребро, ладонь»
Круг – кулак,
Прямоугольник – ребро,
Ладошка – ладонь правая или левая
Дети работают двумя руками одновременно
«Покажи одновременно картинки»
- Одинаковые картинки расположенные в разных местах
( усложняем задание)
- Покажи два аиста, две лягушки и т .д
- Покажи насекомых, домашних животных, цветы и т.д