карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)
Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)
Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И занятье начинать.
II. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?
- А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)
- Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.
- Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.
- Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.
2. Гимнастика (О.А. Холодова)
а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)
- Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.
- А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.
в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.
- Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.
III. Основная часть.
- Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.
1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)
- Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.
- Молодцы, вы настоящие скульпторы.
- Если вы родились в феврале, то ваша фея – Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.
2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)
Пель + мера – ра + ни =__________ пельмени
Пи + роша – ша + гид – д =__________пироги
Бак – ак + улоп – п + чкы – ы + и =___________булочки
Тева – ва + ф + тем – м + ли =______________тефтели
- Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.
- Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница – Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».
3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)
(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).
- Если вы появились в апреле, то ваша подруга – фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.
4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)
- Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:
-Молодцы, вы настоящие модельеры.
- Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?
5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)
- Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)
Деревья над морем от ветра качались.
Две птички случайно в ветвях (повстречались)
Она хороша, как картинка.
Он тёмный, с узором на (спинке)
И небо темнело - гроза (надвигалась)
И птички, обнявшись, укрылись в листве,
А дождик стучал по зелёной (траве)
- Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.
- Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это – Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте – она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)
6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)
- Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.
За двумя зайцами погонишься а дома лучше
Сделал дело от того и наберёшься
Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда
В гостях хорошо ни одного не поймаешь
С кем поведёшься а товарища выручай
Без труда и я скажу кто ты
Не спеши языком а лень портит
Когда я ем торопись делом
Как аукнется гуляй смело
Труд человека кормит то не вырубишь топором
Сам пропадай так и откликнется
Что написано пером я глух и нем
7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)
- У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:
- с латышской:
Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь
(без труда не вынешь рыбку из пруда)
- с армянской:
Осталось дело до завтра – считай, что застряло
(сделал дело - гуляй смело)
- с белорусской:
Языком молоть – не дрова колоть.
(не спеши языком – торопись делом)
- с украинской:
В гостях хорошо есть, пить, а дома – спать.
(в гостях хорошо, а дома лучше)
- Следующая фея - Августина. Она помогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар.