Просмотр содержимого документа
««Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях ДОУ»»
Доклад на тему:
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы. Поэтому для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету - игру. Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А. Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Обучение детей происходит через: 1) непосредственно образовательную деятельность; 2) дидактические игры ; 3) задачи-шутки;) 4) развивающие игры и упражнения; 5) игры-головоломки; 6) загадки. Использование в непосредственно образовательной деятельности игровой минутки, проблемной ситуации, вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.
Знакомя детей с цифрами, мы играем в различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «Раскрась цифру», «Найди на картинке цифры». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. Используем такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет).
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Подбери пару» например: я показываю детям круг и называю: у меня синий круг – дети находят на столе круг и называют, а у меня красный круг и т.д., «На что похоже» - дети подбирают предмет, похожий на геом. фигуру: круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я показываю предмет, а дети называют форму. Также использую такие игры: «Создай рисунок», «Подбери заплатку», «В свой домик», «Ёлочка», « Неразбериха». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Работая по разделу «Сравнение величин» используем такие игры как: «Заюшкина избушка», «Конура для щенка», «Угости кота», «Бабочка и цветок», «Помири ёжиков», «Золотой ключик».
При изучении цвета используем игры: «Покажи нужную рукавицу», «Гномик и шары», « Танец с матрёшками», «Матрёшка», «Сервиз», «Подбери по цвету».
Очень часто на своих занятиях я использую задачи- шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи- шутки используем в проведении математических досугов. Например: Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?
В своей работе используем множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Подобрана серия упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей. Это упражнения: «Скатись с горы », «Помоги букашкам выбрать свой подарок», «Пройди лабиринт».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать вместо вопросов? », «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых треугольника» и т. п.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.