kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАС – расстройство аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "РАС - расстройство аустического спектра" для выступления на конференции или педагогическом совете

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАС – расстройство аутистического спектра»

РАС – расстройство аутистического спектра Подготовлено командой «Информационная поддержка семей»

РАС – расстройство аутистического спектра

Подготовлено командой «Информационная поддержка семей»

Расстройства аутистического спектра – это группа первазивных расстройств, для которых характерны специфические коммуникативные и социальные нарушения, стереотипное поведение, выраженная асинхрония в развитии, возникающие вследствие сочетания аффективных и когнитивных недостатков. Расстройства аутистического спектра относятся к первазивным (всепроникающим) нарушениям. Это означает, что для детей с РАС характерны особенности, недостатки, трудности и нарушения практически во всех областях развития, при формировании различных психических функций и навыков. Рассмотрим наиболее специфические аутистические нарушения.

Расстройства аутистического спектра – это группа первазивных расстройств, для которых характерны специфические коммуникативные и социальные нарушения, стереотипное поведение, выраженная асинхрония в развитии, возникающие вследствие сочетания аффективных и когнитивных недостатков.

Расстройства аутистического спектра относятся к первазивным (всепроникающим) нарушениям. Это означает, что для детей с РАС характерны особенности, недостатки, трудности и нарушения практически во всех областях развития, при формировании различных психических функций и навыков. Рассмотрим наиболее специфические аутистические нарушения.

В соответствии с классификацией психического дизонтегенеза В.В. Лебединского, РАС относится к искаженному варианту развития. Это означает, что одной из основных особенностей детей с аутизмом является асинхрония, неравномерность в развитии. Асинхрония может проявляться по-разному:

Вариант 1. Асинхрония возникает между различными функциями или областями развития. Ряд функций развивается медленнее, ряд функций – быстрее. При этом для каждой функции или области развития характерен свой собственный уровень. Например, многие дети с РАС не понимают обращенную речь, но при этом могут очень быстро читать. Ребенок с аутизмом может быть мутичным (неговорящим), но при этом классифицирует картинки с изображениями по существенному признаку.

Вариант 2. Асинхрония возникает внутри одной области развития. В данном случае у ребенка формируются навыки не последовательно, с постепенным усложнением – как это принято в онтогенезе, а мозаично. Более простые навыки могут быть не сформированы, а более сложные – сформированы. Например, у ребенка может быть развернутая монологическая речь, но он не способен выразить просьбу.

Характерной особенностью детей с РАС является «Триада нарушений», выделенная Л. Винг и ее коллегами. Она включает нарушения в области коммуникации, социального взаимодействий и ригидность мышления.

Характерной особенностью детей с РАС является «Триада нарушений», выделенная Л. Винг и ее коллегами. Она включает нарушения в области коммуникации, социального взаимодействий и ригидность мышления.

Под ригидностью мышления понимается отсутствие гибкости мышления, отсутствие или серьезное недоразвитие функции воображения. Ригидность мышления и отсутствие воображения не позволяют детям с РАС решать возникающие перед ними задачи творчески, различными способами. Приведем несколько примеров, как проявляются нарушения воображения/ гибкости мышления у детей с РАС: - неспособность вступить в символическую игру (например, представить, что палочка – это ложка); - невозможность разнообразить привычный сценарий игры; - неспособность перенести сформированный навык из одной ситуации в другую; - невозможность придумать, каким образом добраться до дома, если перекрыта улица, ведущая к дому. По мнению большинства исследователей, основным проявлением нарушения гибкости мышления у детей с РАС является стереотипное поведение . Примерами такого поведения являются однообразные действия и интересы, совершение повседневных действий в жестко определенной последовательности и т.д.

Под ригидностью мышления понимается отсутствие гибкости мышления, отсутствие или серьезное недоразвитие функции воображения. Ригидность мышления и отсутствие воображения не позволяют детям с РАС решать возникающие перед ними задачи творчески, различными способами.

Приведем несколько примеров, как проявляются нарушения воображения/ гибкости мышления у детей с РАС:

  • - неспособность вступить в символическую игру (например, представить, что палочка – это ложка);
  • - невозможность разнообразить привычный сценарий игры;
  • - неспособность перенести сформированный навык из одной ситуации в другую;
  • - невозможность придумать, каким образом добраться до дома, если перекрыта улица, ведущая к дому.

По мнению большинства исследователей, основным проявлением нарушения гибкости мышления у детей с РАС является стереотипное поведение . Примерами такого поведения являются однообразные действия и интересы, совершение повседневных действий в жестко определенной последовательности и т.д.

Нарушения социального взаимодействия проявляются, главным образом, в том, что у детей с РАС не формируются даже элементарные социальные реакции и навыки. Приведем примеры нарушения социального взаимодействия:

Нарушения социального взаимодействия проявляются, главным образом, в том, что у детей с РАС не формируются даже элементарные социальные реакции и навыки. Приведем примеры нарушения социального взаимодействия:

  • - отсутствие адекватной эмоциональной реакции на близких людей (не улыбаются, когда к ним подходит с улыбкой близкий человек);
  • - неспособность имитировать/ подражать действиям близких людей;
  • - неспособность к «разделенному/совместному вниманию» (например, не переводят взгляд в ту сторону, куда смотрит другой человек);
  • - неспособность делятся интересами и радостью с близкими людьми;
  • - неумение играть в игры с переходом ходов;
  • - неумение делиться игрушками;
  • - непонимание правил социального поведения (как нужно вести себя в различных социальных ситуациях) и, соответственно, несформированность социальных навыков.
Нарушения коммуникации у детей с РАС проявляются в виде несформированности коммуникативных навыков. Дети с РАС не умеют:

Нарушения коммуникации у детей с РАС проявляются в виде несформированности коммуникативных навыков. Дети с РАС не умеют:

  • - выражать просьбы;
  • - привлекать внимание другого человека;
  • - адекватно выражать отказ;
  • - комментировать окружающие события;
  • - отвечать на вопросы другого человека;
  • - задавать вопросы с целью получения интересующей их информации;
  • - инициировать и поддерживать диалог.
  • Недостатки коммуникации проявляются у детей с РАС в виде специфических коммуникативных нарушений:
  • - мутизма (отсутствие речи),
  • - эхолалической речи (повторения высказываний другого человека, часто без понимания их смысла);
  • - фонографической речи (например, ребенок, как попугай, бессмысленно и без видимой связи с ситуацией повторяет фразы из стихотворений, песен, мультфильмов);
  • - невозможности использовать речь функционально, в соответствии с определенным намерением и ситуацией (например, ребенок может свободно цитировать куски текстов, но не может сообщить о боли при помощи речи);
К коммуникативным нарушениям относят несформированность вербальных и невербальных средств коммуникации: речи, мимики, жестов интонационного компонента, визуального контакта. Например, дети с РАС избегают визуального контакта с другими людьми. Другие дети наоборот смотрят слишком пристально, как будто, пытаясь понять, что выражает взгляд другого человека.

К коммуникативным нарушениям относят несформированность вербальных и невербальных средств коммуникации: речи, мимики, жестов интонационного компонента, визуального контакта. Например, дети с РАС избегают визуального контакта с другими людьми. Другие дети наоборот смотрят слишком пристально, как будто, пытаясь понять, что выражает взгляд другого человека.

Когнитивные нарушения в данном случае у детей с РАС проявляются в следующем:

Когнитивные нарушения в данном случае у детей с РАС проявляются в следующем:

  • - непонимание того, что при помощи речи, жестов, мимики, визуального контакта можно повлиять на другого человека (нарушена сигнальная функция);
  • - непонимание значения речи, жестов, мимики, взгляда (нарушено символическая функция).
  • Специфической особенностью детей с РАС являются трудности с оценкой эмоций, пониманием смысла/значения эмоций. Например, дети с аутизмом:
  • - не осознают собственных эмоций;
  • - не способны при помощи мимики и жестов выразить собственные эмоциональные состояния;
  • - не понимают, что выражает мимика и экспрессивные/ эмоциональные жесты других людей;
  • - не понимают причин эмоций и т.д.
  • - испытывают трудности при разговоре об эмоциях, чувствах;
Для детей с аутизмом характерны нарушения самосознания. Это проявляется в несформированности представлений о себе, ближайшем социальном окружении, личных воспоминаний о прошедших событиях и т.д. Специфической особенностью детей с РАС являются трудности употребления личных местоимений – они, в большинстве случаев, не говорят о себе в первом лице. Например, вместо «хочу играть» – «хочешь играть».

Для детей с аутизмом характерны нарушения самосознания. Это проявляется в несформированности представлений о себе, ближайшем социальном окружении, личных воспоминаний о прошедших событиях и т.д. Специфической особенностью детей с РАС являются трудности употребления личных местоимений – они, в большинстве случаев, не говорят о себе в первом лице. Например, вместо «хочу играть» – «хочешь играть».

Помощь детям с РАС Большое значение имеют сроки начала работы. Чем раньше ребенку начали оказывать комплексную психолого-медико-педагогическую помощь, тем она результативнее. Таким образом, существует необходимость оказания ранней помощи. Оказание коррекционной помощи нужно начинать уже в раннем возрасте, когда у детей активно проявляются первые признаки аутистических расстройств, задолго до момента официальной постановки диагноза. Своевременно начатая работа с ребенком, имеющим РАС, и его семьей позволяет в значительной степени создать благоприятные условия для его социализации, повышения уровня его социальной адаптации. Она способствует профилактике вторичных нарушений при РАС и интенсивному развитию ребенка.

Помощь детям с РАС

Большое значение имеют сроки начала работы. Чем раньше ребенку начали оказывать комплексную психолого-медико-педагогическую помощь, тем она результативнее. Таким образом, существует необходимость оказания ранней помощи. Оказание коррекционной помощи нужно начинать уже в раннем возрасте, когда у детей активно проявляются первые признаки аутистических расстройств, задолго до момента официальной постановки диагноза. Своевременно начатая работа с ребенком, имеющим РАС, и его семьей позволяет в значительной степени создать благоприятные условия для его социализации, повышения уровня его социальной адаптации. Она способствует профилактике вторичных нарушений при РАС и интенсивному развитию ребенка.

Для повышения успешности психолого-медико-педагогического воздействия необходимо обеспечить интенсивность и систематичность коррекционных занятий. Для обеспечения максимальной результативности продолжительность занятий с детьми в среднем должна составлять в среднем 25 – 40 часов в неделю.

Для повышения успешности психолого-медико-педагогического воздействия необходимо обеспечить интенсивность и систематичность коррекционных занятий. Для обеспечения максимальной результативности продолжительность занятий с детьми в среднем должна составлять в среднем 25 – 40 часов в неделю.

Направления и задачи коррекционной работы по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС Коррекционная работа по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС включает 7 основных направлений (Хаустов, 2010):

Направления и задачи коррекционной работы по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС

Коррекционная работа по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС включает 7 основных направлений (Хаустов, 2010):

  • 1.формирование умений выражать просьбы/требования;
  • 2.формирование социальной ответной реакции;
  • 3.формирование навыков комментирования и сообщения информации;
  • 4.формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
  • 5.формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
  • 6.формирование социального поведения;
  • 7.формирование диалоговых навыков.
Важно, чтобы в процесс коррекционной работы были вовлечены компетентные специалисты различного профиля: логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники и родители детей с РАС. Таким образом, в связи с тяжестью и первазивным характером расстройств аутистического спектра, коррекционная работа с этими детьми должна начинаться в раннем возрасте и носить комплексный, системный и индивидуализированный характер.

Важно, чтобы в процесс коррекционной работы были вовлечены компетентные специалисты различного профиля: логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники и родители детей с РАС.

Таким образом, в связи с тяжестью и первазивным характером расстройств аутистического спектра, коррекционная работа с этими детьми должна начинаться в раннем возрасте и носить комплексный, системный и индивидуализированный характер.

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАС – расстройство аутистического спектра

Автор: Черткова Тамара Леонидовна

Дата: 10.08.2020

Номер свидетельства: 555525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Дети с расстройством аутистического спектра. Кто они? Методы и формы работы с детьми с рас."
    ["seo_title"] => string(80) "deti_s_rasstroistvom_autisticheskogo_spektra_kto_oni_metody_i_formy_raboty_s_det"
    ["file_id"] => string(6) "645881"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1708259800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра"
    ["seo_title"] => string(68) "osobennosti_razvitiia_detei_s_rasstroistvami_autisticheskogo_spektra"
    ["file_id"] => string(6) "495489"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547575953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Пиктограммы: «Универсальный язык понимания для детей с расстройством аутистического спектра»."
    ["seo_title"] => string(80) "piktogrammy_universalnyi_iazyk_ponimaniia_dlia_detei_s_rasstroistvom_autistiches"
    ["file_id"] => string(6) "647401"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1710840207"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Адаптированнная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с расстройствами аутистического спектра "Юный художник""
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannnaia_dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_p"
    ["file_id"] => string(6) "652487"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718008900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Применение методов альтерантивной коммуникации (PECS) в работе с детьми с растройствами аутистического спектра "
    ["seo_title"] => string(120) "primienieniie-mietodov-al-tierantivnoi-kommunikatsii-pecs-v-rabotie-s-diet-mi-s-rastroistvami-autistichieskogho-spiektra"
    ["file_id"] => string(6) "185255"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426162598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства