Просмотр содержимого документа
«Адаптированнная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с расстройствами аутистического спектра "Юный художник"»
Муниципальное учреждение Отдела образования Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Образовательный технический центр»
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического /
методического совета
Протокол от «___» _____20_г.
№_______
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДО «ОТЦ»
Макеева Е. В.__________
Приказ от«___» _____20_г.
№_______
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
развития)
Подвид программы:адаптированная
Уровень программы:стартовый
Целевая группа (возраст):дети с РАС
от 7 до 10 лет
Срок реализации: 72 часа
Форма обучения: очная
Разработчик:методист МОЦ
Макеева Анна Михайловна
п. Тарасовский
2024
СОДЕРЖАНИЕ
I.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 3
1.1.Пояснительная записка (основные характеристики программы) 3
1.2.Цель и задачи программы 7
1.3.Содержание программы 8
Учебный план 9
Содержание программы 10
1.4.Планируемые результаты 15
II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 16
2.1Календарный учебный график…………………………………………17
2.2Условия реализации программы………………………………………22
2.3Методическое обеспечение…………………………………………….23
2.4Формы аттестации и контроля…………………………………………28
2.5Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы……………………………………………………………………………...29
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………32
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………33
Приложение 1……………………………………………………………….33
Приложение 2……………………………………………………………….38
Приложение 3 .…..39
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Дополнительное образование – это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых – безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором они могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации творческой деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребёнка.
Расстройства аутистического спектра (далее РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются проблемы и трудности развития взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его эмоционально - волевой сферы, в познавательном и личностном развитии.
Очень важным аспектом в работе с детьми с РАС является развитие творческих способностей. Занятия творчеством содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущения наибольшего комфорта у ребенка с РАС – понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми. Занятия изобразительной деятельностью стимулируют желание убирать рабочее место, развивается умение реагировать на жесты, выполнять простые указания, концентрировать внимание, уменьшается проявление страха. Целенаправленно совершенствуются сенсорные ощущения, восприятия, представления. Развивается эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства, понимание содержания. Осваивается умение образно отражать простые предметы. Дети учатся устанавливать связь между предметами и действиями, вырабатывается устойчивый интерес к выполнению задания.
Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с РАС равных стартовых возможностей для обучения в учреждении дополнительного образования и определяется конкретному ребенку на основании заключения комиссии ПМПК. Заключение ПМПК – документ, оформляемый на бланке, заверяемый подписью руководителя и печатью комиссии, включающий обоснованные выводы о наличии, либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии, либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; содержащий рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Основанием для реализации адаптированной программы для детей с РАС являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 г. № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно - экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 г. №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Приказ МБОУДО «ОТЦ» № 95-од от 21.04.2023 г. «Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Образовательный технический центр».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.08.2023 года № 808 «О внедрении моделей выравнивания доступности дополнительных образовательных программ для детей с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.02.2024 г. №136 «О внесении изменений в приказ Минобразования Ростовской области от 01.08.2023 г. №718».
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области.
Направленность адаптированной программы.
Направленность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный художник» художественная, предназначена для развития творческих способностей, социализации и адаптации, обучающихся с расстройствами аутистического спектра посредством изобразительного творчества.
Актуальность программы.
Актуальностьданной программы обусловлена необходимостью решения проблемы реабилитации детей с РАС и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации.
Программа ориентирована на создание условий для развития творчества обучающихся с РАС, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Использование специально подобранных методов и приёмов в процессе обучения позволит ребенку с расстройствами аутистического спектра заниматься продуктивной и креативной деятельностью и осознавать себя как творческую личность.
Изобразительная деятельность является эффективным средством для установления контакта между взрослым и ребёнком, а также средством коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития. Постепенное вовлечение ребенка в изобразительную деятельность, способствует снижению тревоги и делает ребенка более открытым для контакта. Изобразительная деятельность поможет аутичному ребенку обогащать свой опыт социального взаимодействия.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при освоении программы:
создаются условия для развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может выбрать наиболее близкие его способностям и задаткам;
обеспечивается индивидуальный подход к ребенку на групповых занятиях;
используется опора на личный опыт обучающегося;
формулируются близкие и понятные цели деятельности;
организуется взаимодействие со сверстниками.
При реализации программы используются специально подобранные методы:
Обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» предоставит возможность формированию творческих способностей ребенка с РАС, развитию художественного вкуса, фантазии, трудолюбия. Сам процесс изобразительной деятельности доставит ребенку огромную радость и желание творить. Все виды изобразительного творчества, представленные в программе, способствуют развитию у детей с РАС умений и навыков работать руками под управлением сознания, совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев, развитию глазомера. Занятия изобразительным творчеством помогают более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нём.
Цель: целенаправленное формирование эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер личности ребенка с расстройством аутистического спектра и коррекция недостатков их развития через общение с миром изобразительного искусства.
Задачи:
личностные:
• формирование умения обращаться за помощью;
• формирование эмоционального отношения к образовательной, коммуникативной и творческой деятельности;
• формирование культуры общения и поведения в социуме.
метапредметные:
•формирование умения следовать намеченному плану, выполнять его до конца;
• формирование навыка адекватного оценивания результатов своей работы;
• формирование осмысленного отношения к поставленному заданию;
• формирование умения самостоятельно контролировать свои эмоции,
• формирование бытовых навыков, необходимых в учебной ситуации;
• формирование навыка выполнения социальных правил.
предметные:
• развитие способности выполнить инструкцию педагога, действовать по показу, образцу;
• формирование навыков и умений рисования, аппликации и лепки в различных техниках;
• формирование умений выполнять все этапы рисунка, аппликации, поделки;
• формирование навыков и умений работы с различными материалами и инструментами, используемыми в изобразительной деятельности;
• формирование и развитие творческих способностей.
1.3 Учебный план. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов итем
Количествочасов
Формы
аттестации/контроля
всего
Теория
Практика
11
Введение в адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для детей с расстройством аутистического спектра «Юный художник»
1.1.
История изобразительного искусства
2
1
1
Беседа
22
Нетрадиционные техники рисования
.2.1.
Кляксография
Нетрадиционные техники рисования
Капельное рисование
Рисование методом выливания
Рисование методом растекания
8
2
6
Практическая работа Наблюдение
2.2
Монотипия
Рисование методом соединения
Рисование методом разбрызгивания
Пальцеграфия
Ниткография
8
2
6
Практическая работа
Наблюдение
.2.3
Забавные отпечатки
Рисование штампами
Рисование отпечатками листьев
Рисование штампами из картона и бумаги
Рисование штампами из подручных материалов
8
2
6
Практическая работа
Наблюдение
2.4
Итоговое занятие
2
1
1
Мини - выставка
33
Традиционные техники рисования
3.1
Учимся у природы
Рисование радуги
Рисование рябины
Рисование грибов поэтапно
Эскиз прорисовка тигра
Первоцветы
(подснежники, мимозы)
10
2
8
Практическая работа
Наблюдение
3.2
Искусство вокруг нас
Рисование связки воздушных шаров
Портрет мамы
Зимний пейзаж
Рисование елочной игрушки
Салют победы
10
2
8
Практическая работа
Наблюдение
3.3
Всяк мастер на свой лад
Дымковская лошадка
Рисование сказочного персонажа жар – птицы
Символ Пасхи – пасхальное яйцо
Роспись вазы по мотивам гжельской росписи
Сказочный образ совы
10
2
8
Практическая работа
Наблюдение
3.4
Итоговое занятие
2
1
1
Мини - выставка
4 4
Творческая мастерская
44.1
Бумажная планета
Обрывная аппликация
Комбинированная аппликация
4
1
3
Творческое задание
Наблюдение
44.2
Тестопластика
Лепка фигур из соленого теста
Роспись фигур красками
4
1
3
Творческое задание
Наблюдение
4.3
Итоговое занятие
2
1
1
Мини - выставка
55
Вернисаж
5.1
Итоговое занятие
2
2
Тематическая мини - выставка
Итого
72
18
54
Содержание программы
1. Раздел. Введение в адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для детей с расстройством аутистического спектра «Юный художник» (2 часа)
Тема: История изобразительного искусства (2 часа)
Теория: история изобразительного искусства (презентация, видеоматериалы). Материалы и инструменты. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Практика: работа с инструкциями по технике безопасности, различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: красок, мелков, карандашей, палитры, альбома, кисти, ёмкости для воды.
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умение различать инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: красками, мелками, карандашами, палитрой, альбомами, кистями, ёмкостями для воды и приёмы работы с ними.
Раздел. Нетрадиционные техники рисования (26 часов)
Тема: Кляксография (8 часов)
Теория: нетрадиционные техники рисования (презентация, видеоматериалы). Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, пластиковыми ложками, трубочками. Понятие композиционное решение. Техника рисования.
Практика: рисование кляксами, пятнами, каплями, разводами. Капельный метод рисования – с помощью разбрызгивания краски с кисточки. Метод растекания – с помощью питьевой трубочки и жидких красок. Дорисовка недостающих деталей. Выливание – с помощью выливания жидкой краски с пластиковой ложечки, графический след на бумаге: карандашом, пальцем (краской), кисточкой (краской).
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умения: оставлять графический след на бумаге красками, карандашами, кисточкой, дорисовывать части предмета; выбирать цвет, соответствующий объекту.
Тема: Монотипия (8 часов)
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой. Знакомство с техникой «Монотипия», рассматривание работ в данной технике, их особенности.
Практика: выполнение работы под руководством педагога, рисование в технике отпечатка, который можно сделать только один раз. Соединение – наложение цветовых пятен (красок) на сухую и влажную бумагу. Разбрызгивание цветов кисточкой. Монотипия с элементами пальцеграфии, рисования ладошками. Ниткография. Дорисовка предметов.
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умения: рисовать точки, линии, соединение точек; рисовать контур предметов по представлению.
Тема: Забавные отпечатки (8 часов)
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой, природными материалами, нитками, губками. Техника оттиска предметов на бумаге, последовательность выполнения. Техника рисования штампами.
Практика: рисование в технике отпечатка всем, что может оставить отпечаток и не пугает ребенка. Рисование штампами из поролоновой губки. Рисование штампами из живых листьев деревьев. Рисование штампами из картона, плотной бумаги. Рисование штампами из обратной стороны карандаша и ватной палочкой. Дорисовка полученных отпечатков.
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой, природными материалами, нитками, губками, пластиковыми ложками, трубочками.
Практика: рисование по выбору детей.
Итоговый контроль: выставка творческих работ.
Раздел. Традиционные техники рисования (32 часа)
Тема: Учимся у природы (10 часов)
Теория: пейзажи, натюрморты, портреты (презентация, видеоматериалы). Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой, кисточками. Демонстрация репродукций картин русских художников, прослушивание классических музыкальных произведений. Знание цветов радуги, теплые и холодные цвета. Строение грозди рябины, цветовая гамма. Информация о съедобных и несъедобных грибах, их внешнем виде. Загадки и факты о ежах, их внешнем виде, последовательность выполнения рисунка. Информация о тигре, цветовая гамма, особенность. Приметы весны, первоцветы, цветовая гамма рисунка. Строение листьев и цветов мимозы, цветовая гамма.
Практика: рисование по памяти, с натуры, по представлению: композиционное размещение рисунков, смешивание красок. Выполнение листьев промачиванием кисти, ягоды – тычком (можно ватными палочками). Рисование грибов по опорной схеме с пояснением. Разметка рисунка ежа на листе бумаги, работа в цвете, оформление. Эскиз тигра, прорисовка, работа в цвете, оформление рисунка. Особенности выполнения фона работы, цветов, работа по замыслу с опорой на образец. Умение выполнять листья – иголочки, цветки – тычком (можно ватными палочками).
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умения: получать цвета краски путём смешивания других красок, заполнить нарисованный объект внутри контура точками, умение выполнять штриховки, выбирать цвет, соответствующий объекту.
Тема: Искусство вокруг нас (10 часов)
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой, кисточками. Демонстрация иллюстраций к сказкам, праздничных открыток. Праздничные атрибуты, форма, цвета воздушных шаров. Знакомство с портретным жанром, основные этапы работы. Пейзаж в живописи, знакомство с работами, основные особенности изображения. Беседа о новогоднем празднике, история ёлочной игрушки. О птицах зимой, беседа по иллюстрации. Знакомство с техникой «Брызгания краской». Знакомство с восковыми мелками, особенности работы с ними.
Практика: рисование на темы: выполнение рисунка в цвете, умение рисовать круглые и овальные предметы. Выполнение портрета, передача в рисунке основных особенностей внешности. Работа над зимним пейзажем по плану и образцу, подбор цветовой гаммы. Составление композиции ёлочной игрушки по образцу, пошаговый рисунок красками. Выполнение салюта по инструкции с выполнением правил ТБ, подбор цвета. Выполнение букета восковыми мелками.
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умения и навыки: рисовать геометрические фигуры, рисовать объект с натуры, дополнить сюжетный рисунок отдельными объектами, связанными между собой.
Тема: Всяк мастер на свой лад (10 часов)
Теория: народные росписи (презентация). Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой, кисточками, деревом. Демонстрация альбомов по декоративному рисованию, наборов матрешек, деревянной посуды. Знакомство с дымковской игрушкой, основная цветовая гамма и элементы росписи. Беседа об известном персонаже сказок Жар-птице, её внешний вид и особенности. Народный праздник Пасха, традиции, декор. Беседа о народной росписи «Гжель», особенности, основные элементы. Образ совы в сказках. Сказки с данным персонажем.
Практика: декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм. Роспись лошадки по мотивам дымковской игрушки. Творческая работа с использованием ладошки ребенка для рисования Жар-птицы. Выполнение рисунка пасхального яйца, работа по образцу. Роспись вазы по мотивам гжели, работа по схемам. Выполнение рисунка совы по образцу, самостоятельный подбор цвета.
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умения и навыки: дополнять орнамент растительными (геометрическими) объектами, рисовать орнамент из растительных и геометрических форм в круге, квадрате, полосе, дополнить сюжетный рисунок отдельными объектами, связанными между собой по смыслу.
Тема: Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с красками, водой, бумагой, кисточками.
Практика: рисование по выбору детей.
Итоговый контроль: выставка творческих работ.
Раздел. Творческая мастерская (10 часов).
Тема: Бумажная планета (4 часа).
Теория: история бумаги (презентация). Техника безопасности при работе с бумагой, картоном, клеем, карандашами. Техника обрывания бумаги, знакомство с работами, правила выполнения работ.
Практика: выполнение аппликаций «Осеннее дерево», «Бабочка»,
«Кораблик», самостоятельный подбор цветовой гаммы для выполнения аппликаций.
Текущий контроль: наблюдение - обучающиеся демонстрируют умения и навыки: различать различные виды бумаги, сминать, сгибать, скручивать бумагу, отрывать бумагу заданной формы, пользоваться ножницами, клеем, соединять детали аппликации, изготавливать предметную аппликацию.
Тема: Тестопластика (4 часа).
Теория: Поделки из соленого теста (презентация). Техника безопасности при работе с инструментами для лепки. Композиционное решение.
Практика: лепка из соленого теста фруктов, овощей, животных, растений, фигур человека. Роспись вылепленных фигур. Лепка из солёного теста контуров фигур цветов, овощей, фруктов и разукрашивание фигур красками.
Текущий контроль: наблюдение: обучающиеся демонстрируют умения и навыки: различать инструменты для работы с пластичными материалами, разминать тесто, делить его на части, катать шарики и колбаски из теста, соединять детали изделия разными способами: примазыванием, прищипыванием, прижатием; оформить изделия различным декоративным способом.
Тема: Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с бумагой, картоном, клеем, карандашами, инструментами для лепки.
Практика: изготовление поделок по выбору детей.
Итоговый контроль: выставка творческих работ.
Раздел. Вернисаж (2 часа).
Тема: Итоговое занятие (2 часа).
Практика: обсуждение, рефлексия: аукцион вопросов и ответов.
Итоговый контроль: оформление тематической выставки работ:
«Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», «Животные и растения», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа», «Праздники» и др.
1.4 Планируемые результаты
Личностные:
• проявляют потребность в обращении за помощью;
• владеют навыками культурного общения и поведения в обществе;
• проявляют эмоции в образовательной, коммуникативной и творческой деятельности.
метапредметные:
• умеют самостоятельно действовать по инструкции, алгоритму, плану;
• умеют осмысленно оценить результаты своей деятельности;
• могут самостоятельно контролировать свои эмоции;
• умеют вступать в коммуникации со взрослыми и сверстниками;
• владеют бытовыми навыками, необходимыми в учебной ситуации.
предметные:
• знают простейшие приемы и техники рисования, лепки, аппликации: нетрадиционные и традиционные техники рисования, технику рисования красками, карандашами, понятие композиционное решение, технику обрывания бумаги, технику безопасности при работе с инструментами для изобразительной деятельности;
• знают основы изобразительной деятельности: виды пластичных материалов (краски, карандаши, мелки, тесто), виды бумаги;
• знают правила поведения в учебном кабинете;
• умеют выполнять инструкцию педагога, действовать по показу, образцу;
• умеют пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в изобразительной деятельности;
• умеют рисовать красками, карандашами, мелками точки, линии, геометрические фигуры;
• умеют выполнять штриховку, закрашивание, заполнение контура орнаментом;
• умеют рисовать сюжетный рисунок и подбирать цвет в соответствии с сюжетом;
• умеют изготавливать предметную аппликацию;
• умеют лепить предмет из одной и нескольких частей, оформлять изделие различными декоративными способами.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Перспективной формой обучения аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная интеграция в группе детей. Так же необходимо соблюдение ряда условий:
• преодоление неравномерности в развитии. Использование специфических наглядных, практических, словесных, арт-терапевтических методов и приемов обучения;
• организация пространства. Всё пространство необходимо зонировать в соответствии с выполняемым видом деятельности: зона обучения, зона отдыха, игровая зона;
• организация и визуализация времени. Очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем. Широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы;
• структурирование всех видов деятельности. Овладение социальными компетенциями: алгоритмы выполнения действий, формирование стереотипа учебного поведения;
• организация коммуникативного общения: развитие понятийной стороны речи. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также проговаривать то, что от них ожидают. Если возникают трудности, то использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы);
• использование эффективных технологий. Дидактические игры, разноуровневый подход к обучению, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, использование опорных сигналов. Данные технологии создают условия для сенсорного и эмоционального комфорта ребенка с РАС на занятиях;
• социально-бытовая адаптация. Все полученные умения и навыки необходимо переносить в различные жизненные ситуации. Необходимо тесное взаимодействие с родителями;
• помощь ассистентов. Сопровождение ребенка с РАС на занятия ассистентом (помощником), оказывающим ребенку техническую помощь, является одним из основных условий его успешной адаптации, социализации и интеграции. Ассистентом может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. На практике чаще всего в роли ассистентов выступают родители.
2.1 Календарный учебный график
Таблица 2
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол - во
часов
Время проведения
занятия
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1
Введение в программу. Техника безопасности.
2
Беседа
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение
2
Нетрадиционные техники рисования
Кляксография
Монотипия
Забавные отпечатки
24
Практические занятия
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение
3
Итоговое занятие
.
2
Мини выставка
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение
4
.Учимся у природы
Рисование радуги
Рисование рябины
Рисование грибов поэтапно
Эскиз прорисовка тигра
Первоцветы
(подснежники, мимозы)
Искусство вокруг нас
Рисование связки воздушных шаров
Портрет мамы
Зимний пейзаж
Рисование елочной игрушки
Салют победы
Всяк мастер на свой лад
Дымковская лошадка
Рисование сказочного персонажа жар – птицы
Символ Пасхи – пасхальное яйцо
Роспись вазы по мотивам гжельской росписи
Сказочный образ совы
30
Практические занятия
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение
5
Итоговое занятие
2
Мини выставка
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение
6
Бумажная планета
Обрывная аппликация
Комбинированная аппликация
Тестопластика
Лепка фигур из соленого теста
Роспись фигур красками
8
Практическое творческое задание
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение.
7
Итоговое занятие
2
Мини выставка
МБОУДО «ОТЦ»
Наблюдение.
8
Вернисаж .
Итоговая выставка
2
Итоговая выставка
МБОУДО «ОТЦ»
Обсуждение, оформление тематической выставки работ
9
Итого:
72
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
В первую очередь учебный класс, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам образовательного процесса.
Необходимо организовать визуально структурированную среду, рабочее место обучающегося, включающее:
- парты и стулья по количеству детей;
- стенды и подиумы для выставок работ;
- информационную доску;
- материалы и инструменты для работы: гуашь – 5 наборов; акварель – 5 наборов; кисточки для рисования – 5 наборов; стаканчики для воды – 5 шт., карандаши цветные и простые – 5 наборов; бумага цветная и белая – 5 наборов; картон цветной и белый – 5 наборов; клей ПВА – 5 шт.; клей-карандаш – 5 шт.; мука – 2 кг; природный материал: грецкие орехи, сухоцветы листья деревьев, подручный материал: ватные палочки, питьевые трубочки, ватные диски, пластиковые ложечки.
Необходимо организовать правила безопасного поведения, размещенные на стендах; наглядные символы, предупреждающие об опасности.
Необходимы компьютер, проектор, экран;
2.3 Методическое обеспечение
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по программе является учебное занятие.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
• индивидуальная,
• работа в парах,
• работа в малых группах.
Формы проведения занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, практическое занятие, творческая мастерская.
Методы обучения:
1. Наглядные методы.
«Визуальное расписание»: карточки с названием тем или режимных моментов. Изменение в расписание осуществляется только по «уважительным» причинам и совместно с обучающимися. Создаёт упорядоченную картину мира, помогает избежать многих страхов, повышает самостоятельность, помогает справиться с тревогой, позволяет усвоить алгоритм учебных действий.
«Чёткий план»: карточки с символами и подписями заданий, фотографии, иллюстрации, презентации. Повышает уровень самостоятельности, позволяет подготовиться к смене деятельности, получить ощущение, что что-то достигнуто.
«Инструкция»: символы, подкрепляющие конкретное действие. В случае выполнения сложного задания – визуальный стимул (подбирается индивидуально для каждого). Научение ребенка выполнять задание, возможность самостоятельного выполнения задания.
«Образцы выполнения»: вначале демонстрация результата в виде: ответа на вопрос, моделирования действия (то, как должно оно выглядеть), алгоритма выполнения, образца выполнения. Снимают тревожность и нежелание выполнять задание.
«Визуальные правила поведения»: правил не должно быть много, правила должны быть актуальными на данный период, формулировка правил должна быть четко продумана, фразы должны быть короткими, все слова в них понятными, не использовать в формулировках частицу «НЕ». Для успешной адаптации.
«Социальные истории»: фотографии или рисунки на темы:
«Следование очереди», «Социальная дистанция», «Нормы поведения в общественных местах» и др. Помогают «считывать» и понимать социальные ситуации, осмыслить события индивидуального опыта.
2. Практические методы.
«Индивидуальная корректировка объёма задания»: четкое начало и конец задания, небольшой объем задания, предъявление задания мелкими частями. Поможет избежать путаницы при выполнении и паники при виде объема задания.
«Помощь в смене деятельности»: напоминание о смене деятельности за 5 минут и за 1 минуту до него, с помощью специального знака (таймер, карточка, считалка и т. п.). Уменьшает стресс, дезориентацию, чувство дискомфорта.
«Обучение работе в паре, мини-группе»: задания в группе должны быть в рамках способностей ребенка, избегайте планирования групповых заданий. Повышаю уровень коммуникации.
3. Словесные методы.
«Адаптация устной речи»: избегайте ироничных и образных выражений, говорите ровным тоном, не говорите слишком быстро. Способствует адекватному восприятию.
«Выполнение инструкции»: привлеките внимание обучающегося, называя его по имени, используйте несложные инструкции, проверяйте понимание услышанного, сокращайте инструкцию до ключевых слов, избегайте длинных глагольных высказываний, напишите или нарисуйте инструкцию. Способствует адекватному восприятию, уменьшает стресс, дезориентацию, чувство дискомфорта.
«Ответы на вопросы»: задавайте вопросы сразу же после того, как произошел вид деятельности, дайте обучающемуся время на обдумывание вопроса, повторяйте несколько раз вопрос в течение занятия, подкрепите вопрос визуальной подсказкой. Помогает установить коммуникации.
4. Арт-терапевтические методы.
«Совместное рисование»: педагог рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Создаёт эмоциональный контакт.
«Параллельное рисование»: обучающийся рисует одновременно с педагогом сюжетный рисунок. Способствует уменьшению тревожности, развитию внимания.
«Незавершённая композиция»: в задании часть рисунка уже выполнена и предлагается его доработать. Убирает боязнь перед выполнением задания, боязнь «чистого листа».
«Недостающие детали»: на предложенном рисунке выполнены только крупные детали. Необходимо нарисовать недостающие мелкие детали. Способствует формированию внимания, мышления, сообразительности.
«Создай образ»: на предложенном рисунке только очертания объекта. Нужно по ним создать завершённый образ. Способствует формированию воображения, мышления.
Образовательные технологии
«Дидактическая игра». Игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса. Создание игровой атмосферы на занятии развивает познавательный интерес, активность обучающихся, позволяет снять усталость и удержать внимание. При подборе игры или задания следует учитывать склонности ребёнка, стараться связывать задания с его интересами. Обучающимся с РАС нравится «встречать и провожать» сказочные персонажи (особенно мягкие игрушки), сопровождающие их на протяжении всего занятия. Дети при этом оживляются, радуются и стараются выполнить все задания. Учитывая сенсорные предпочтения детей, необходимо подбирать средства, воздействие которых вызывает у ребёнка приятные ощущения, эмоциональный отклик. Это могут быть игры с песком, крупами, мыльными пузырями, мячом, различными двигающимися музыкальными игрушками.
«Технология разноуровневого обучения». Предполагается разный уровень усвоения материала программы в зависимости от способностей и психофизических особенностей каждого обучающегося. Работа по данной технологии даёт возможность развивать индивидуальные особенности обучающихся. Для каждого обучающегося составляются задания различной сложности, с учётом их индивидуальных особенностей. Такой подход повышает удовлетворенность результатами обучения и способствует повышению познавательной активности обучающихся.
«Здоровьесберегающие технологии». К данной технологии относятся физкультурные минутки ритмические и под музыку, релаксационные паузы (слушаем звуки природы), дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуем снежинку, погасим костёр), упражнения для мелкой моторики. Такие упражнения способствуют развитию познавательной деятельности детей.
«ИКТ». Помогают сделать занятия наглядными, динамичными, эффективными. Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение предметов, и через аудио и видео файлы, одновременно воздействуя на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышает познавательную активность обучающихся.
Алгоритм занятия. Каждое занятие по новым темам включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Далее идут занятия на закрепление пройденного материала.
Структура занятия:
1. Вводная часть:
• беседа с детьми по теме занятия, игровые ситуации;
• мотивация к деятельности;
• проверка имеющихся знаний и умений, подготовка к изучению новой темы.
2. Основная часть:
• изучение, анализ наглядности;
• показ и объяснение процесса выполнения задания;
• физкультминутка.
3. Заключительная часть:
• подведение итогов;
• формулирование выводов;
• выявление сложностей при изготовлении,
• просмотр и анализ детских работ,
• планирование дальнейшей работы,
• рефлексия.
Информационное обеспечение. Для организации сопровождения, обучения и воспитания детей с РАС по данной программе может быть использован информационный ресурс, содержащий нормативно-правовые документы, алгоритмы работы с различными конструкторами (программ, первичной оценки развития обучающихся), примеры авторских программ, методические рекомендации, примеры дистанционного обучения.
Кадровое обеспечение
Образовательная деятельность обучающихся с расстройствами аутистического спектра на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный художник» осуществляется с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.
Так же возможно привлечение ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.4 Формы контроля и аттестации
Аттестация обучающихся строится на следующих принципах:
• научность;
• учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
• адекватность специфике программы к периоду обучения;
• свобода выбора педагогом методов и форм проведения оценки результатов;
• открытость результатов для педагогов и родителей.
Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение всего учебного периода по итогам каждой пройденной темы.
Достигнутые обучающимися результаты заносятся в протокол наблюдения. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания материала данной программы и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня освоения программы, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: практическая работа с помощью педагога, самостоятельная работа по показу, образцу, самостоятельная творческая работа.
Итоговый контроль
Аттестация по итогам освоения программы проводится по окончанию обучения по данной программе. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
• насколько достигнуты прогнозируемые результаты по данной программе каждым обучающимся,
• полноту выполнения данной программы,
• результативность самостоятельной деятельности обучающихся.
Аттестация по итогам освоения программы может проводиться в следующих формах: самостоятельная работа по показу, образцу, самостоятельная творческая работа, мини-выставка.
Оценочные материалы
Для промежуточной аттестации и итогового контроля по данной программе используются:
• оценивание результатов обучения. Данные оценивания заносятся в протокол результатов обучения. (Приложение № 1),
• оценивание результатов развития. Данные оценивания заносятся в протокол результатов развития (Приложение № 2).
Формы работы с родителям
- анкетирование по методике определения уровня удовлетворенности родителей обучением детей (Приложение № 3).
2.5 Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
Цель: создание позитивных условий для социализации, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, а так же создание условий для развития у обучающихся мотивации к патриотизму и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры;
- формирование инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации;
- формирование грамотной, самостоятельной, ответственной и разносторонне развитой личности.
Обновление воспитательного процесса строится на основе современных достижений науки и отечественных традиций. Главной задачей в занятиях с обучающимися является воспитание высоких морально-волевых качеств, патриотизма, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Планируемые результаты.
Обучающие будут знать:
- культуру здорового образа жизни, на основе социально – адаптированной личности;
- понятие патриотизма и чувства верности своему Отечеству;
- целостное отношение к труду и творчеству, роль творчества в жизни человека;
У обучающиеся будут сформированы:
- понятия о здоровом образе жизни и его влиянии на жизнь и здоровье человека;
- целостное отношение к своей Родине, своему народу, понятие о государственной символике;
- навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и наставниками.
Приоритетные направления воспитания.
1. Гражданско-патриотическое направление.
2. Учебно-познавательная деятельность.
3. Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Формы – индивидуальные, групповые, коллективные (игра, конкурс).
Технологии – групповые, здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.
Методы - словесные, наглядные, практические.
Календарный план воспитательной работы
Таблица 3
№ п/п
Название
мероприятия
Цель
Краткое
содержание
Форма
проведения
Сроки
проведения
Ответственные
1
Игра «Эмоции»
Методом рисования проработать эмоции человека, какие бывают и что значат.
Используется игра «Нарисуй мое лицо»,
Игра
Педагог дополнительного
образования
2
Игра «Интервью»
Снятие напряжения в общении.
Выходит один человек, садится, группа задает вопросы. Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.
Игра
Педагог
дополнительного образования
3
Беседа «Любовь к Родному краю»
Совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания,
формирование у детей патриотического сознания.
Беседа с детьми об основных понятиях, как называется наша страна, город, поселок в котором проживает ребенок, население страны, природа и животные.
Беседа
Педагог дополнительного образования
4
Игра – эстафета «Выше, быстрее»
Развивать физические качества воспитанников
чувство коллективизма настойчивости в достижении результата. Учить работать в команде.
Проводится эстафета в три этапа: «Разминка», «Индивидуальный зачет», «Финальная эстафета».
Игра
Педагог дополнительного образования
5
Государственные символы
- аппликация из пластилина «Флаг России»
Развивать патриотические чувства, гордость за свою страну, продолжать знакомить с атрибутикой РФ; формировать аппликативные навыки.
Аппликация «Флаг России»
Игра
Педагог дополнительного образования
6
Беседа «Моя семья»
Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Попросить ребенка рассказать о своей семье, где работают родители, братья или сестры, какие обязанности каждый родитель выполняет по дому, есть ли хобби или увлечения и какие.
Беседа
Педагог дополнительного образования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М.: Владос, 2002. – 121 с.
2. Гусева Н.Ю. Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования / Н.Ю. Гусева, Е.О. Зимина. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020. – № 3 (29).
3. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей редакцией А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017, – 80 с.
4. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно - практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / под общей редакцией В.А. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 446 с.
5. Кулакова Е.В., Любимова М.М. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учётом нозологических групп: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)/ Под редакцией М.А. Симоновой. Москва: РУДН, 2020. – 60 с.
6. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 94 с.
7. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 70 с.
8. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2018 г.
9. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. / Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг. – Москва, 2014. – 288 с.
10. Мачурина Т.Н. Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация // InternationalScientificReview. 2016. № 20 (30). С. 105-108.
11. Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации – Тамбов: ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», 2023. – 143 с.
12. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с.
Интернет – ресурсы
- Изотина Е.А. Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Изотина. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2021. – № 3 (34). – С. 34-36. –: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6343/;
- Ионова А.В. Особенности обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС). // Инфоурок. https://infourok.ru/rekomendacii-osobennosti-obucheniya-detej-s-rasstrojstvom- autisticheskogo-spektra-ras-5085686.html;
- учебно - методический комплекс по направлению деятельности: учебно-методический центр ФРЦ http://ege.pskgu.ru/index.php;
- Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. https://urait.ru/bcode/519938 ;
- Младший школьный возраст. Общая характеристика. // Детская психология.:http://psihogrammatika.ru/?p=728.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Протокол результатов обучения по адаптированной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник»
ФИО ребенка, возраст
Дата проведения контроля
Педагог дополнительного образования
Параметры оценивания
Оценивание степени достижения запланированных результатов
Промежуточная аттестация
Итоговый контроль
Сформированность навыков и умений по рисованию
Различение инструментов и приспособлений для работы
с пластичными материалами: красок, мелков, карандашей, палитры, альбома, кисти, ёмкости для воды
Умеет оставлять графический след на бумаге: карандашом, пальцем (краской), кисточкой (краской)
Владеет приёмами рисования карандашом
Выбирает цвет для рисования, соответствующий объекту
Умеет получать цвета краски путем смешивания красок других цветов
Умеет рисовать точки, линии, соединение точек
Умеет рисовать геометрической фигуры
Умеет заполнять нарисованный объект (внутри контура) точками
Умеет выполнять штриховки
Умеет рисовать контур предмета по контурным линиям, по представлению
Умеет дорисовывать части предмета
Умеет рисовать объекта (предмета) с натуры
Умеет дополнять орнамент растительными (геометрическими) элементами
Умеет рисовать орнамента из растительных и геометрических форм
в полосе (в круге, в квадрате)
Умеет дополнить сюжетный рисунок отдельными объектами, связанными между собой по смыслу
Умеет расположить объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка
Умеет рисовать сюжетный рисунок по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка)
Умеет подбирать цвета в соответствии с сюжетом рисунка
Сформированность навыков и умений по аппликации
Умеет различать разные виды бумаги
Умеет различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации
Умеет сминать бумагу пальцами
Умеет отрывать бумагу заданной формы (размера)
Умеет сгибать лист бумаги
Умеет скручивать лист бумаги
Умеет намазывать всю (часть) поверхности клеем
Умеет разрезать бумагу ножницами, вырезание по контуру
Умеет соединять детали при конструировании объекта из бумаги
Умеет изготавливать предметную аппликацию
Умеет различать пластичные материалы
Сформированность навыков и умений по лепке
Различает инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами
Умеет разминать тесто
Умеет делить тесто на части
Умеет катать колбаски
Умеет катать шарики
Умеет получать формы путем выдавливания формочкой, вырезания стекой
Умеет сгибать колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик
Умеет проделывать отверстия в детали, расплющивать тесто
Умеет защипывать края лепешки
Умеет соединять детали изделия разными способами: прижатием, примазыванием, прищипыванием
Умеет лепить предмет из одной (нескольких) частей материала
Умеет оформить изделия различными декоративными способами
Критерии оценивания:
«0 баллов» – не умеет выполнять,
«1 балл» – требуется помощь в выполнении,
«2 балла» – выполняет самостоятельно.
Приложение 2
Протокол результатов развития
ФИО ребенка, возраст
Дата проведения контроля
Педагог, осуществляющий контроль
Параметры оценки
Количество
баллов
Оценка степени достижения запланированных результатов
Показатель
Критерии
Степень выраженности
Промежуточная аттестация
Итоговый контроль
Познавательная активность
Проявление познавательного интереса к основным видам деятельности по программе
Отсутствие интереса к деятельности по программе
0
Эпизодические положительные изменения в формировании интереса к деятельности программы
1
В знакомых ситуациях интересуется видами деятельности по программе
2
Интересуется видами деятельности по программе
3
Планирование деятельности
Выполнение
доступных операций и действий по программе
Отсутствие позитивной динамики
0
Незначительная положительная динамика
1
Устойчивые положительные изменения
2
Значительный прирост в развитии планирования деятельности
3
Эмоциональная регуляция
Реакция на ситуацию успеха и неуспеха в своей и чужой деятельности
в рамках программы
Отсутствие позитивной динамики
0
Эпизодические проявления адекватности на ситуацию успеха и неуспеха
1
Регулярная адекватная реакция на ситуацию успеха и неуспеха
2
Значительный прирост в развитии эмоциональной регуляции
3
Коммуникации
Взаимодействие со взрослыми и детьми в рамках программы
Трудности взаимодействия
0
Незначительная включенность во взаимодействие
1
Расширение опыта взаимодействия
2
Сотрудничество со взрослыми и детьми
3
Самоконтроль и саморегуляция
Умение сосредотачиваться на задании, понимать
и выполнять инструкцию, действовать по
образцу и показу, не отвлекаясь
Отсутствие позитивной динамики
0
Незначительная положительная динамика
1
Устойчивые положительные изменения
2
Значительный прирост в развитии навыков самоконтроля и саморегуляции
3
Приложение 3
Методика определения уровня удовлетворенности родителей
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов относительно обучения Ваших детей.
1. С каким настроением Ваш ребенок чаще всего идет на занятия? (С радостью; с равнодушием; с предчувствием неприятностей.)
2. Как часто у Вашего ребенка или у Вас бывает недопонимание в коллективе? (Часто; редко; никогда.)
3. Какие мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, Вам понравились больше всего?
4. Ваш ребенок рассказывает о том, как проходят занятия? (Часто; редко; никогда)
Уважаемые родители! Внимательно перечитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с каждым из них (поставьте соответствующую оценку в скобках) по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен.
1. Педагог старается помочь нашему ребёнку овладеть умениями, которые помогут ему в самореализации, в обучении или в дальнейшем пригодятся в жизни (_____ ).
2. В детском объединении созданы условия для успешного развития способностей и талантов нашего ребёнка (______).
3. Педагог в общении с нашим ребёнком учитывает его эмоциональное состояние, настроение, возможности и желания (______).
4. В объединении, где занимается наш ребёнок, сформирована благоприятная атмосфера (____).
5. Мы не жалеем о своем выборе и, возвращаясь назад, снова записались бы в это объединение (____).