Человек говорящий отчетливо, уверенно, неспешно, эмоционально приковывает внимание окружающих.И наоборот - самые умные мысли, выраженные невнятной, тихой скороговоркой, теряются, не доходят до слушателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Просодические компоненты речи»
Просодические компоненты речи.
РОЛЬ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Человек , говорящий отчётливо , уверенно, неспешно, эмоционально приковывает внимание окружающих. И наоборот – самые умные мысли, выраженные невнятной, тихой скороговоркой , теряются, не доходят до слушателей.
В СОСТАВ ПРОСОДИКИ ВХОДЯТ:
Громкость
Высота
Темп
Внятность
Выразительность
(ритм и ударение – ССС)
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ СТРОИМ С УЧЁТОМ УКАЗАННЫХ ПАРАМЕТРОВ
КОГДА НАЧИНАТЬ РАБОТУ НАД ПРОСОДИКОЙ
С первого дня работы на всех занятиях ( фронтальных и индивидуальных ) даём установку на громкую, внятную, неторопливую речь детей .
СУЩНОСТЬ РАБОТЫ НАД МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
Чтобы ребенок научился управлять мелодикой своей речи, необходимо хорошо прочувствовать ее границы.
Поэтому – МАКСИМАЛЬНО ВАРЬИРУЕМ : интонацию, темп, тембр, высоту, силу голоса .
ПУСКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВНОГО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА
ФФФФФФФФФ
ВВВВВВВВВВ
ФОТО
ФУФАЙКА
ФОНТАН
ВОТ ФОТО
ВАТА
ВАННА
ВОН ВОВА
Носом воздух набираем,
Через губы выпускаем,
Ветерок как будто нить,
Чтоб красиво говорить!
ГРОМКОСТЬ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ
УСИЛЕНИЕ ГОЛОСА БЕЗ ПАУЗ
ауауауАУАУАУ
иаиаИАИАИА
мамаМАМАМАМА
«ВЕЛИКАНША И МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК»
Где твой дом?
Кто твоя мама?
Кто твой папа?
Я умею петь!
Я буду кидать камни!
Мне надо идти домой!
ВЫСОТА – ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ
«МАЛЫШ НА СТУПЕНЬКАХ» Говорит: - Я иду, я иду, напеваю на ходу!
«ТРИ МЕДВЕДЯ»
Я иду! Я иду! Я вам меду найду!
Давайте будем петь!
Ах! Какие ягоды!
Вот это поганка.
Я буду пить компот!
Дайте мне добавки!
Кто топает в моей комнате?
ТЕМП – ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ
«ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО»
ТУК-----ТУК------ТУК-----ТУК
«УЛИТКА И ЩЕНОК»
Кто ты такой?
Давай бегать!
На тебе букет!
Надень кепку.
ВНЯТНОСТЬ – ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ
Говорим сначала ВНЯТНО, ГРОМКО (диктор). Затем, изображая бегемота, специально говорим невнятно, еле открывая рот. Предлагаем ребенку исправить бегемотика.
Ходит тихо бегемот Он по воду идет, Ну а воду не найдет, Будет пить компот!
Примеры рифмовок свободных от трудных звуков для работы над ВНЯТНОСТЬЮ РЕЧИ
Мам, мам конфеты нам!
Дайте Антипу бумаги кипу!
Вот как Федя, вот как Федя убегает от медведя.
У Вики венок давно намок.
Попадает метко в пакет конфетка.
У Вити утята, у Пети котята.
Попугай, попугай, ты меня не пугай!
У Димки и Тимки новые ботинки.
У Вани фантик, у Фани бантик.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – ПЯТАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ
ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМБРОВОЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ) ОКРАСКИ ОДНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА
ИГРА «СТУПЕНЬКИ НАСТРОЕНИЯ»
- Я иду домой.
- Вот какой домик.
ВАРЬИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОСОДИКИ В ХОДЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ