- выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слова, схема для характеристики звуков, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнование: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая – со звуком А. Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.
Развитие общей моторики. «Яблоня».
В саду фруктовом – Машут руками над головой.
Посажена была - «Сажают яблоню».
Она цветами белыми - Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившейся цветок.
Весною расцвела – «Цветок» распускает лепестки.
Следил наш старый дедушка, известный садовод – Изображают строгого дедушку с палочкой.
Чтоб наливала яблоня – Машут руками над головой.
Румяный сладкий плод – Пощипывают щеки.
Развитие мелкой моторики. «Апельсин».
Мы делили апельсин – Изображают апельсин – пальчики в кулаке.
Много нас – Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
А он-один – Пальчики сжаты в кулачки, кроме указательного.
Эта долька –для ежа! – Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – Беда! – Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Разбегайтесь кто куда… - Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.
Массаж лица
Вышли пальчики гулять – От середины лба к вискам.
Стали яблоки срывать – Вокруг круговых мышц глаз, от переносицы к вискам.
Что за чудная картинка – По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Стала полною корзина – От середины подбородка к ушам.
Развитие артикуляционной моторики.
«Окошко открывается и закрывается» - Спокойное открывание и закрывание рта.
«Поцелуйчик» - Губы вытянуты вперед трубочкой.
«Лопаточка» - Спокойное положение языка на нижней губе, под счет до 5.
Работа над развитием дыхания и голоса.
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести : «У». Резко развести руки и коротко произнести : «А», соединить – «У».
Объявление темы занятия.
Логопед : Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются (при произнесении звука «А» - рот широко открывается, а при произнесении звука «У» - губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные и обозначаются фишками красного цвета ).
Связь звуков и букв.
Дети выкладывают буквы У и А из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).
Развитие фонематического слуха.
«Хлопай, топай, не зевай».
Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.
Физкультминутка. Выполнение движение по тексту.
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
Закрепление звуков в слогах. Выделение начальных звуков в слогах : АП, УП, АН, УН, УМ, АМ.
Логопед : Сколько звуков вы слышите? (Два.)
Назовите первый звук.
Закрепление звуков в словах.
Дети называют картинки на звуки А и У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращается на свое место.
Закрепление звуков в предложениях.
Составление предложений со словами – названиями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей».
Закрепление звуков в тексте.
Повторение вслед за логопедом.
Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.
Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.
Ка-ка-ка-ка – дам котятам молока.
Ку-ку-ку-ку – сидит сорока на суку.
Итог занятия.
Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?