Конспект фронтального занятия по развитию слухового восприятия и техники речи.
Тема урока: «Голоса зимующих птиц».
Тип урока: Закрепление полученных знаний.
Цель: Различать на слух голоса зимующих птиц.
Развивать произносительную и ритмико-интонационную стороны устной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Закреплять и уточнять знания учащихся по теме.
Расширять лексический запас по данной теме.
Учить определять ударный слог, количество слогов в словах, устанавливать их последовательность.
Коррекционно-развивающие.
музыкальные, речевые, голоса птиц.
Развивать умение воспринимать на слух и воспроизводить слогоритмическую структуру речи на материале двух-, трехсложных слов, коротких фраз.
Развивать умение воспринимать связных предложений по теме.
Формирование просодических компонентов речи.
Автоматизация произносительных умений.
Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием.
Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона.
Развивать умение воспринимать и воспроизводить интонационные оттенки речи.
Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: компьютер, презентация со звуковыми эффектами, видеоклип «Поем гласные звуки», таблички, картинки, раздаточный материал, экран, проектор, звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «Верботон» с вибростолом.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Дети входят в класс, строятся в шеренгу.
Поздороваться с гостями.
-Здравствуйте! Громко. Тихо.
-Какое у вас настроение?
-Я рада, что у вас хорошее настроение. У меня тоже хорошее настроение.
-Будем заниматься.
-Какой сейчас урок?
-Мы будем только слушать?
-Что будем еще делать?
- Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно.
Расчет на 1-2. Вторые номера – 2 шага назад.
-Чтобы хорошо говорить, надо правильно дышать.
2.Дыхательные и голосовые упражнения.
*Фонационное дыхание. *Речевое дыхание.
Вдох – животик надувается, выдох – животик сдувается.
Упражнение «Ладошки».
Ветер дует. У_у__у__
Снежинки. Длительный выдох – сдуть снежинку с ладошки.
А мы на саночках с горки «УХ»!
-Будем хорошо говорить звуки.
-Что будем делать?
3.Фонетическая ритмика.
-Что делали? -Говорили звуки.
-Первые номера 2 шага назад. Встаньте полукругом.
4.Работа над просодикой. Темп. Ритм. Интонация. Орфоэпия.
Темп. Па- па- па - папапапа. Движение в круг- медленное. Движение из круга – быстрое. Медленный темп. Быстрый темп.
Ритм. Будем играть «Кто внимательный». Хлопать – топать ритмы.
Учитель показывает. Затем учащиеся. Более сложные ритмы сопряжено.
Интонация. Логическое ударение.
Я слышу стук:
Тук-тук, тук –тук.
-КТО слышит?
-Я слышу.
-ЧТО слышишь?
-Слышу СТУК.
-КАКОЙ?
-Тук-тук.
-Ты СЛЫШИШЬ стук?
-Да, СЛЫШУ: тук-тук.
-КТО прилетел?
-ДЯТЕЛ.
5.Работа над слогоритмической структурой слова.
Введение в тему урока.
-Ребята, дятел кто – это? -Птица.
На доске картинки птиц (без названия).
Посмотрите (картинки).
-Эти птицы улетели в теплые края? -Нет. Остались.
-Как называются эти птицы?
Чтение таблицы (на доске название темы). –Зимующие птицы.
-Будем слушать ритм слов (названия птиц).
Работа на ВЕРБОТОНЕ. Вибрационный стол.
-Положите руки на столик.
-Слушайте. Дети слушают. Называют птицу.
Показывается табличка.
-Поставь ударение.
-Сколько слогов? Какой слог ударный?
На табличке название птицы. Ученик ставит ударение, делит слово на слоги, называет ударный слог. Учащиеся контролируют правильность ответа и помогают.
На доске схемы ритмов.
Подбери ритм. Прикрепляют табличку к доске соответственно ритму.
-Проверьте, правильно подобрали ритм.
-Скажем четко названия птиц.
Орфоэпия. Вспомним правило: «Звук о без ударения говорим как а».
Хором. Потом кто-то из учеников называют птиц.
-Молодцы хорошо работали. Вибростол убирается.
6.Физ. минутка.
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали
Птицы в воздухе кружились, Кружение
На дорогу опустились, Присели
По дорожке поскакали, Прыжки в полуприседе
Крошки, зернышки клевали. Кивают головой.
Птицы крыльями махали – все летали и летали.
Улетели.
Сядьте за парты. На слух .
[-Кирилл, сядь за парту] и т.д.
7.Восприятие неречевых звуков.
Презентация.
-Будем слушать.
– Слушайте.
Звучит музыка.
-Что вы услышали?
-Слушайте.
Звучат голоса птиц.
-Что вы услышали?
-Сколько птичек?
-Ребята, сможете ли вы узнать птицу по голосу?
- Будем слушать голоса птиц.
Презентация «Голоса зимующих птиц».
Дифференциация голосов птиц.
-Чей голос? - Голос синицы.
-Голос воробья.
-Голос сороки.
-Голос снегиря.
-Голос голубя.
-Голос вороны.
- Дятел стучит.
-Что мы делали?
-Слушали птиц.
-На птиц смотрели? Внимательно?
8. Восприятие речи на слух.
-Будем делать аппликацию.
Коллективная аппликация
Составление птицы по ее частям. Слушать предложение и выбрать часть птицы.
-Слушайте.
У птицы чёрная голова.
У птицы жёлтое туловище.
У птицы короткий серый хвост.
У птицы маленькие лапки.
У птицы серые крылья.
У птицы маленький клюв.
Ученики выбирают услышанную часть и прикрепляют к панно.
-Какая птичка получилась?
Посмотрите на картинку.
Сколько снега намело.
Зимой птицам трудно.
Птичкам холодно.
Птички хотят есть.
Люди помогают птицам зимой.
-Как ребята помогают птицам зимой, мы будем слушать на следующем уроке.
9.Итог урока.
-Что мы делали на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, сегодня старались говорить правильно, понятно, работали активно, молодцы!