kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность с детьми овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОВМЕСТНО ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  С ДЕТЬМИ ОВЗ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность с детьми овз»

МБДОУ «Детский сад №23» г.Чебоксары







Проект

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)






Подготовили: учитель-дефектолог Папина Н.С.,

Воспитатель Степанова И.В.






2017 г


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Теория

Практика

Заключение

Список литературы

Приложения














Пояснительная записка

Проект «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т.д.Основные задачи формирования восприятия необходимо интегрировать с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.











Проект «Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)


«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем

ребенок умнее…»


В.А. Сухомлинский


Актуальность


Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ОВЗ, здесь необходимо обратить внимание в разнообразные и полезные игры. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно и главное, необходимо развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей с ОВЗ, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.


Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.










Паспорт проекта


Наименование проекта :

«Ловкие пальчики»

Тип:

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.


Количество участников: 7 воспитанников и их родители Лекотеки


Форма представления: слайдовая презентация


Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук детей с ОВЗ, используя традиционные и нетрадиционные методы.


Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

  • Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  • Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

  • Привлечь к изготовлению единой, совместной поделки



Исполнители проекта :

Дети, Воспитатель, Родители


Сроки: Проект рассчитан на 1 месяц (март) и включает следующие этапы


Этапы реализации:

I Подготовительный этап:

  • изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук;

  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.


  1. Диагностический этап:

Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук воспитанников с ОВЗ нет, 10% имели средний уровень, и 90%низкий.


3 Реализация проекта (изготовление дидактических пособий, нетрадиционного материала, проведение индивид. игр и упражнений, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:

  • Работа с детьми по всем образовательным областям:

    • в процессе НОД (продуктивной деятельности);

    • индивидуальной работе;

    • самообслуживание;

    • использование нетрадиционных приемов


  • Совместная деятельность с родителями.


  1. Заключительный этап:Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.


Организация работы по проекту:


мероприятие

цель

сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.





февраль

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.


Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.


Февраль - март

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники рисование и аппликация «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего времени

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

В течение всего времени

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей).


март

Активное привлечение родителей к участию в изготовлении общей работы.


март







Перечень основных мероприятий


Образовательная область

Мероприятие

1


Познавательное развитие

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

2


Социально – коммуникативное развитие


- заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д.

-коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3

Художественное творчество

-выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика)

5

Здоровье

-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

6


Совместная деятельность с родителями

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение общей творческой работы.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .



Предполагаемые результаты реализации проекта:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников улучшится.

Узнают о приемами работы с разными инструментами.

Овладение нормами этики поведения.


Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка с ОВЗ осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

  • Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности любого ребенка.

  • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

  • Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

  • Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ и семьи.

  • Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.




Результативность:

  • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

  • Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

  • Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми и их родителями.

  • Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

  • Разучены с детьми пальчиковые игры

  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; совершенствовалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат и объединила в работе в общей работе педагогов, воспитанников и их родителей


Заключение:


Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук воспитанников с ОВЗ – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка, и она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать


Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому необходимо предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, пусть и с помощью рук своего родителя.

В результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


Информационные ресурсы:


http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru


Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова


1.‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

‬‬‬

3.‬Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

4.‬Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проектная деятельность с детьми овз

Автор: СТЕПАНОВА И.В., ПЕТРОВА Е.В.

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(67) "ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "301893"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457008430"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "«Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)""
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_put_tvorchieskogho_razvitiia_uchashchikhsia_s_ums"
    ["file_id"] => string(6) "473166"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528874164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Проектная деятельность как одна из эффективных форм нравственно-патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_deiatelnost_kak_odna_iz_effektivnykh_form_nravstvenno_patrioticheskog"
    ["file_id"] => string(6) "614970"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665739797"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства