kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проектная деятельность как форма работы с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность на уроках швейного дела для учащихся  дает возможность получить профессиональные навыки и умения, и является одной из форм успешной адаптации в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.         

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"»


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградская школа-интернат № 3»









«Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)


(Выступление на региональном семинаре-практикуме

«Организация профессиональной ориентации обучающихся, имеющих ограничения в здоровье»)





Подготовила

учитель швейного дела

Гавриленко Г.А.



25.04.2018г.



В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос­ти являются чрезвычайно важными.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме­нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив­ные способы обучения и  проектные  ме­тодики в определенной степени позво­ляют решить проблемы учебной мотива­ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Творческий проект – это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнет интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.

Продуктивность применения проект­ного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последова­тельном выполнении предлагаемых за­даний по принципу «от простого к слож­ному», «от конкретного к абстрактно­му», обязательно достигается желаемый результат;

  • достаточно высокой эффективнос­тью уроков;

  • развитием речевых навыков учащих­ся;

  • развитием и поддержанием интере­са к предмету;

  • практическим применением приоб­ретенных знаний, умений, навыков в но­вых ситуациях;

  • развитием коммуникативных навы­ков учащихся;

  • созданием благоприятного мораль­но-психологического климата, доброже­лательной атмосферы во взаимодейст­вии преподавателя и учащихся.

Проектные обучения поз­воляют избежать шаблонности в препо­давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес­сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.






Цель метода проектов

Научить приобретать самостоятельно знания для решения конкретных задач, искать и выбирать оптимальный путь при наличии альтернативы.


Задачи проектной деятельности

  • Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов правильное её использование.

  • Развивать умения анализировать.

  • Формировать позитивное отношение к работе.

  • Развивать умения составлять письменный отчет о работе над проектом.

  • Обучать планированию.


Особенности организации проектной деятельности учащихся с ОВЗ

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентируется на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта, как на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую , так и индивидуальную. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.


Метод проектов характеризуется как:

  • личностно-ориентированный

  • обучение взаимодействия в группе

  • развитие навыков самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах

  • воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализм и коллективизм, ответственность, творческое отношение к делу

  • построение и принцип пробного обучения


Функции учителя заключаются:

  • в помощи подбора тем проекта

  • в наблюдении за ходом работы учащихся

  • в оказании помощи отдельным учащимся и стимулировании их учебно-трудовой деятельности

  • в поддерживании рабочей обстановки в классе

  • в оценке учебно-трудовой деятельности на каждом этапе


Последовательность выполнения проекта

1. Обоснование возникших проблем и потребности ( для чего мы шьем изделие).

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

3. Выявление основных параметров и ограничений (какие требования предъявляются к будущему изделию).

4. Исследование, выявление традиций, истории, тенденции.

5. Составление «схемы обдумывания» (в схему входи т вся последовательность выполнения проекта).

6. Разработка идей, вариантов (рисунки различных моделей).

7. Анализ идеи и выбор оптимального варианта.

8. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования.

9. Последовательность изготовления изделия.

10.Экономическое обоснование (расчет себестоимости изделия).

11.Контроль качества.

12. Изготовление изделия (описание последовательности пошива).

13. Коррекция (сравнение готового изделия с первоначально задуманной моделью).

14. Контроль и испытание ( как было оценено готовое изделие)

15. Оформление проекта.

16. Самооценка.


Этапы выполнения проекта

  • Организационно - подготовительный

  • Технологический (конструирование, моделирование, составление последовательности изготовления, выбор оборудования, изготовление изделия)

  • Заключительный (оформление проекта, подготовка к его защите)

План защиты проекта

1.Описание изделия.

2.Обоснование выбора модели.

3.Обоснование выбора ткани и других материалов.


4.Выбор оборудования.

5.Конструирование и моделирование изделия.

6.Технологическая последовательность изготовления изделия.

7.Себестоимость изделия.

8.Собственная оценка выполненной работы.




Проект «Пошив женской блузки в русском стиле»


  • Цель проекта:

- Способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.

  • Задачи:

- Закрепление умения учащихся выполнить изделие по составленному плану.

- Развитие художественных и исследовательских способностей, творческих идей.

- Формирование положительного отношения к русской культуре, воспитание аккуратности и трудолюбия, гордость за выполненный труд.



  • Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность ученицы.

Проект по продолжительности рассчитан на ноябрь - февраль 2016-2017 учебный год.

  • Режим работы: урочная.

  • Доминирующая деятельность: трудовая.

  • Характер координации: личностный.

  • Участники проекта: учитель трудового обучения, учащаяся 11-го класса.



  • Условия для успешного выполнения проекта:

- составление плана работы;

-наличие и подбор необходимых материалов;

- наличие инструментов и оборудования;

-стремление и желание участников проекта.

  • В результате осуществления проекта будут формироваться:

- умение планировать свою работу;

- ответственность за работу;

- дисциплинированность;

- коммуникабельность;

- психическая и физическая готовность к работе;

- творческая активность.


Выбор темы проекта


Изучение история развития русской одежды


Моделирование


  • Анализ задумки (Создание эскиза будущего изделия)

  • Создание основы

  • Внесение изменений и дополнений

  • Изготовление образца

  • Пошив самого изделия


Выбор материала для работы


Изготовление изделия


Защита готового изделия и оценка работы


Результат работы над проектом

  • - конкретный продукт;

  • - собранная информация;

  • - ход мыслительной деятельности;

  • - найденный конструктивный замысел;

  • - появившиеся и отвергнутые варианты решения проблемы;

  • - приобретенные знания и умения.



Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про­цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обус­ловлена ещё и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво­им интересам и желанию, которая соответствует их способностям и в то же время форми­рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко­водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре­тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно популярную лите­ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче­тов учащихся, выставку лучших изделий.

По этому же принципу построена экзаменационной работы в 11 классе. В III и IV четвертях учащиеся начинают готовить свой проект. Выбирают изделие, обосновывают этот выбор, моделируют, выполняют пошив, защищают его.

Защита проекта — итог работы над ним. Она проводится в составе всей подгруппы с приглашением адми­нистрации, учителей, которые оценивают изделия по 5-ти бальной системе. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ своей работы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша главная цель – адаптировать учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности, что является последующим этапом обучения в ПУ.

Таким образом, проектная деятельность на уроках трудового обучения для учащихся коррекционных школ не только дает школьникам возможность получить профессиональные навыки и умения, но является одной из форм успешной адаптации в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Гавриленко Галина Анатольевна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "«Проектная деятельность, как путь творческого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела»"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_deiatelnost_kak_put_tvorcheskogo_razvitiia_obuchaiushchikhsia_s_umstv"
    ["file_id"] => string(6) "503063"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552587548"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства