«Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
«Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В данной статье рассматривается проектная деятельность как форма работы с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность на уроках швейного дела для учащихся дает возможность получить профессиональные навыки и умения, и является одной из форм успешной адаптации в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"»
«Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Выступление на региональном семинаре-практикуме
«Организация профессиональной ориентации обучающихся, имеющих ограничения в здоровье»)
Подготовила
учитель швейного дела
Гавриленко Г.А.
25.04.2018г.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнет интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
достаточно высокой эффективностью уроков;
развитием речевых навыков учащихся;
развитием и поддержанием интереса к предмету;
практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
развитием коммуникативных навыков учащихся;
созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Цель метода проектов
Научить приобретатьсамостоятельно знания для решения конкретных задач, искать и выбиратьоптимальный путь при наличии альтернативы.
Задачи проектной деятельности
Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов правильное её использование.
Развивать умения анализировать.
Формировать позитивное отношение к работе.
Развивать умения составлять письменный отчет о работе над проектом.
Обучать планированию.
Особенности организации проектной деятельности учащихся с ОВЗ
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентируется на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта, как на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую , так и индивидуальную. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Метод проектов характеризуется как:
личностно-ориентированный
обучение взаимодействия в группе
развитие навыков самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах
воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализм и коллективизм, ответственность, творческое отношение к делу
построение и принцип пробного обучения
Функции учителя заключаются:
в помощи подбора тем проекта
в наблюдении за ходом работы учащихся
в оказании помощи отдельным учащимся и стимулировании их учебно-трудовой деятельности
в поддерживании рабочей обстановки в классе
в оценке учебно-трудовой деятельности на каждом этапе
Последовательность выполнения проекта
1. Обоснование возникших проблем и потребности ( для чего мы шьем изделие).
2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
3. Выявление основных параметров и ограничений (какие требования предъявляются к будущему изделию).
4. Исследование, выявление традиций, истории, тенденции.
5. Составление «схемы обдумывания» (в схему входи т вся последовательность выполнения проекта).
6. Разработка идей, вариантов (рисунки различных моделей).
7. Анализ идеи и выбор оптимального варианта.
8. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования.
13. Коррекция (сравнение готового изделия с первоначально задуманной моделью).
14. Контроль и испытание ( как было оценено готовое изделие)
15. Оформление проекта.
16. Самооценка.
Этапы выполнения проекта
Организационно - подготовительный
Технологический (конструирование, моделирование, составление последовательности изготовления, выбор оборудования, изготовление изделия)
Заключительный (оформление проекта, подготовка к его защите)
План защиты проекта
1.Описание изделия.
2.Обоснование выбора модели.
3.Обоснование выбора ткани и других материалов.
4.Выбор оборудования.
5.Конструирование и моделирование изделия.
6.Технологическая последовательность изготовления изделия.
7.Себестоимость изделия.
8.Собственная оценка выполненной работы.
Проект «Пошив женской блузки в русском стиле»
Цель проекта:
- Способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
- Закрепление умения учащихся выполнить изделие по составленному плану.
- Развитие художественных и исследовательских способностей, творческих идей.
- Формирование положительного отношения к русской культуре, воспитание аккуратности и трудолюбия, гордость за выполненный труд.
Предмет проекта: спланированнаятрудовая и творческая деятельность ученицы.
Проект по продолжительности рассчитан на ноябрь - февраль 2016-2017 учебный год.
Режим работы: урочная.
Доминирующая деятельность: трудовая.
Характер координации: личностный.
Участники проекта: учитель трудового обучения, учащаяся 11-го класса.
Условия для успешного выполнения проекта:
- составление плана работы;
-наличие и подбор необходимых материалов;
- наличие инструментов и оборудования;
-стремление и желание участников проекта.
В результате осуществления проекта будут формироваться:
- умение планировать свою работу;
- ответственность за работу;
-дисциплинированность;
- коммуникабельность;
- психическая и физическая готовность к работе;
- творческая активность.
Выбор темы проекта
Изучение история развития русской одежды
Моделирование
Анализ задумки (Создание эскиза будущего изделия)
Создание основы
Внесение изменений и дополнений
Изготовление образца
Пошив самого изделия
Выбор материала для работы
Изготовление изделия
Защита готового изделия и оценка работы
Результат работы над проектом
- конкретный продукт;
- собранная информация;
- ход мыслительной деятельности;
- найденный конструктивный замысел;
- появившиеся и отвергнутые варианты решения проблемы;
- приобретенные знания и умения.
Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обусловлена ещё и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и желанию, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
По этому же принципу построена экзаменационной работы в 11 классе. В III и IV четвертях учащиеся начинают готовить свой проект. Выбирают изделие, обосновывают этот выбор, моделируют, выполняют пошив, защищают его.
Защита проекта — итог работы над ним. Она проводится в составе всей подгруппы с приглашением администрации, учителей, которые оценивают изделия по 5-ти бальной системе. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ своей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша главная цель – адаптировать учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.
Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности, что является последующим этапом обучения в ПУ.
Таким образом, проектная деятельность на уроках трудового обучения для учащихся коррекционных школ не только дает школьникам возможность получить профессиональные навыки и умения, но является одной из форм успешной адаптации в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.