МБДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад № 3»
Ивановская обл., г. Гаврилов-Посад, пос. 9 Января, д. 5
Название проекта:
«О профессии, для профессии»
Выполнил: воспитатель Запахова О.Н.
Паспорт проекта:
- Вид проекта: познавательно-творческий.
- Продолжительность: среднесрочный.
- Сроки реализации проекта: 1 декабря 2015 г. – 31 мая 2016 г.
- Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Запахова О.Н..
- Дети старшей группы № 1,
- Воспитатели старшей группы № 1,
- Родители детей старшей группы № 1.
Проблема проекта:
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).
Актуальность проекта:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта:
познакомить детей с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.
Задачи проекта:
для детей
1. Формировать первичные представления детей о гендерной принадлежности, влияющие на выбор профессии в будущем.
2. Расширять и углублять знания детей о профессиях.
3. Способствовать развитию связной речи у детей.
4. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
для родителей
1. Беседа с детьми о профессиях в домашней обстановке.
2. Подготовка совместных работ с детьми о профессиях родителей.
3. Подготовка рассказов о любой профессии.
для педагога
1. Создание тематической подборки (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме «Профессии») .
2. Выявить знания у детей о профессиях.
3. Подготовить консультации для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями».
4. Подготовить план – экскурсий в пожарную часть, в центр русского народного творчества, в музей и посещение инспектором ГИБДД детского сада.
5. Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Образовательная область:
познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
• сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
• пополнение лексики воспитанников;
• расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
• успешное взаимодействие со своими детьми;
• повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
• создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
• совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
1.Проведение анкетирования детей с целью выяснения знаний о профессиях.
2.Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.
3.Подбор дидактических игр.
4.Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5.Подбор информационного материала для родительского уголка. 6.Разработка конспектов НОД, развлечений.
2 этап – практический (основной):
Схема реализации проекта:
Образователь-ные области:
- Социально-коммуникативное развитие
Виды взросло-детской деятельности
- Д идактические игр ы : « Подскажи словечко » , « Угадай, кто это? » , « Магазин игрушек » , « Кто больше расскажет о профессии » , « Угадайте, что я делаю » , « Что сначала, что потом » , « Где можно это купить » , « Назови профессию » , « Что кому » , « Угадай профессию » , « Кому без них не обойтись » , « Профессии людей » , « Кто, что делает? » , « Кому что надо » ,, « Названия профессий от А до Я » , « Что случилось, если бы не работал … » , « Что делают этим предметом » , « Что расскажет предмет » .
- Словесные и гры « Где мы были не скажем, что делали покажем » , « Если весело живется делай так » .
- Настольные игры — « Профессии » , « Кем быть? » , « Ассоциации » , « Кому что нужно для работы? » , « Знаем все профессии » , Пазлы « Профессии » , « Парочки » (по темам, « Ассоциации » , лото, домино, разрезные картинки ).
Познавательное развитие
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок на темы: « Профессии людей ».
- Непрерывная образовательная деятельность: «Путешествие на молочную фабрику».
- Экскурсия в пожарную часть г. Гаврилов-Посад.
- Экскурсия в Гаврилово-Посадский краеведческий музей.
- Экскурсия на животноводческую ферму.
- Экскурсия в центр русского народного творчества: развлечение «Город мастеров», экскурсия в гончарную мастерскую и студию «Глиняная игрушка».
- Знакомство с профессией инспектора ГИБДД (посещение одного из родителей).
- Наблюдение за работой сотрудников детского сада.
- Конструирование: ракета, больница, железная дорога, пожарная машина, загон для домашних животных.
Речевое развитие
- Творческие рассказы: «Я горжусь своей мамой», «Я горжусь своим папой».
- Составление мнемотаблиц для сочинения рассказа о профессиях своих родителей.
- Разучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о руде.
- Обогащение словаря детей за счет новых терминов.
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы», «Кем я стану, когда вырасту».
- Лепка: «Пожарная машина», «Работа кузнеца», «Я гончар».
- Аппликация: «Пожарная машина», «Инспектор ГИБДД на посту», «Мамина профессия».
Физическое развитие
Чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри
- Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»), «Пожарные на учении», «Почтальон».
- Игры – эстафеты.
- Физкультминутки «Профессии».
- Кинезиологические упражнения «Пожарный», «Полицейский», «Кузнец».
«Кем быть?»; И. Карпова (серия книг о профессиях); «А что у вас? » С. Михалков; «Кем быть? » В. Маяковский; «Строители» Б. Заходер; «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков; «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари; «Доктор Айболит» К. Чуковский; «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка рисунков и работ детей по теме проекта.
- Развлечение «Город мастеров» совместно с сотрудниками ЦРНТ.
- Отчет в форме презентации проекта «О профессии, для профессии».
- Информация о проделанной работе на сайте детского сада и личном сайте педагога, а также в блогах (после завершения проекта, в июне 2016 г).
Электронные адреса сайтов:
- https://portal.iv-edu.ru/dep/mouogp/gp_mbdou3/default.aspx
- http://olgazapahova.ucoz.net/index/zhizn_nashej_gruppy/0-14 #
Результаты опроса:
Наиболее популярные профессии среди детей:
Полицейский: 11%
Парикмахер: 16%
Продавец: 13%
Другие профессии:
27%
Врач: 15%
Водитель: 18%
Метод трёх вопросов, необходимых для составления рассказа о профессии:
- Что мы знаем? что взрослые работают; незначительные названия профессий родителей и работников детского сада; связывают некоторые продукты труда с профессией.
- Что мы хотим узнать? какие ещё бывают профессии; чем занимаются люди разных профессий; какие профессии у наших родителей; название профессий работников детского сада; какие знания и качества нужны для той или иной профессии; взаимосвязь профессий.
- Откуда можно узнать? спросить у родителей; посмотреть видеофильм; информационные плакаты; пригласить на беседу специалистов; чтение художественной литературы; просмотр журналов; посетить экскурсии.
Дидактические игры и настольно-печатные игры
Сюжетно-ролевые игры
Беседы
Формы работы с детьми
Чтение художественной литературы
Фотовыставки
Экскурсии и посещение
Профессии, где люди производят что-либо:
Профессии, где люди служат людям:
Профессии творческих людей:
Швея
Воспитатель
Журналист
Животновод
Судья
Водитель
Продавец
Врач
Профессии жителей города Гаврилов-Посад
Парикмахер
Ветеринар
Профессии наших родителей
Человек-человек
Человек-техника
Человек-знаковая система
- Учитель
- Воспитатель
- Психолог
- Мед. Сестр
- Продавец
- Строитель
- Водитель
- Слесарь
- Крановщик
- Экономист
- Программист
- Бухгалтер
Профессии сотрудников
«Гаврилово-Посадский детский сад № 3»
Заведующая детским садом
Повар
Прачка
Электрик
Сторож
Старший воспитатель
Младший воспитатель
(няня)
Воспитатель
Врач
Старшая медсестра
Завхоз
Дворник
Познавательное развитие
Экскурсия в Гаврилово-Посадский краеведческий музей:
Экскурсия в пожарную часть:
Экскурсия на животноводческую ферму:
Посещени инспектором ГИБДД:
Посредством этих игр, ребята закрепили знания о профессиях
Дидактические игры:
- Лото «Профессии»
- «Все профессии важны»
- «В мире профессий»
- «Назови профессию»
- «Орудие труда»
Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие:
Физическое развитие
Физические упражнения
«Профессии»
Я – шофёр – помыл машину.
Сел за руль и выгнул спину. (имитация движений)
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. (наклоны вперёд с одновременными рывками рук)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты вправо и влево)
Наши летчики-пилоты
Приготовились к полёту. (прямые руки, в стороны, наклоны вправо-влево)
Веселей смотри вокруг:
Детский врач – ребятам друг! (руки на поясе, поворот головы, улыбка)
«Дровосек»
Руки опущены вниз и сцеплены в замок. Медленный вдох через нос, руки, сцепленные в замок, поднимаются над головой. Задержка дыхания. Резкий
выдох через рот со звуком УХ, руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.
«Весёлый трубочист»
Воспитатель читает стихи, а дети делают упражнения: поднимают руки вверх, затем, согнув их в локтях, кисти сжимают в кулаки, с силой опускают вниз:
Вот весёлый трубочист,
Он трубы чистит, чистит.
Руки ходят вверх и вниз,
И крепко сжаты кисти.
Подвижные игры: «Повара», «Лётчики», «Шофёр», «Рыбаки», «Пожарные на ученье», «Дедушка-сапожник», «Футболисты», «Хоккеисты».
Художественно-эстетическое развитие
Работа с родителями
3 этап - заключительный
Результаты проекта:
- Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
- Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
- Дети стали более раскрепощены и самостоятельны в сюжетных играх, используют для этой цели атрибуты и наряды.
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
В нашем проекте использовалась следующая литература:
Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
• Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
• «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)
• «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
• Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
• Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)
• Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!