Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушения речи у дошкольников»
Профилактика нарушения речи у дошкольников
Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов. Именно на эту сторону вопроса мне хотелось бы обратить особое внимание родителей.
Органические причины нарушения речиприводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического и (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи)
-Внутриутробная патология
-Неблагоприятные роды и их последствия
Физиологические причины.
Неправильное воспитание речи ребенка в семье.Взрослые, умиляясь забавному лепету малыша, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с ним, в результате чего у ребенка надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.
Двуязычие в семье.Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем впоследствии их устранить. Таким образом, особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей.
1. Важным средством профилактики недостатков речи у детей являетсяправильная речь взрослых:
- речь должна быть правильной;
- по форме и по тону речь должна быть неизменно вежливой;
- структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
- содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
- Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная громкость.
2. Развитие правильного речевого дыхания:
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Техника выполнения упражнения:
- Следить за правильным вдохом – через нос;
- Плечи не поднимать;
- Выдох должен быть длительным, плавным;
- Необходимо следить, чтобы не надувались щёки;
-Футбол.Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
-Пёрышко.Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе.
-Шторм в стакане.Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила.
-Морские волны.Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны.
-Надуй шарик.Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.
3. Развитие мелкой моторики:
- пальчиковая гимнастика;
игра с мозаикой и конструктором;
застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы;
игры с пластилином, крупами, рисование, раскрашивание, аппликация, вырезание;
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела!
- снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины;
- собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки);
- лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту;
- открывать почтовый ящик ключом;
- помогать перебирать крупу;
- рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь;
4. Развитие мимических мышц и мышц речевого аппарата:
- самомассаж мышц лица;
- обучение мимическим выражениям лица: страх, радость, удивление и др;
развитие мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
5. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
обучение выделению заданного звука в ряду других речевых звуков;
выделение слогов или слов с заданным звуком;
производить подбор слов на определённые звуки;
Примеры игр:
«Запретное слово», «Будь внимательным», «Определи место звука в слове», «Подбери слово», «Гласные в слове».
6. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
«Один-много»
Цель: образование существительных множественного числа И. п .
-«Назови ласково»
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
-«Скажи наоборот»
Цель: учить детей образовывать слова-антонимы.
- «Посчитай»
Цель: согласование существительных и числительных.
7.Развитие межполушарного взаимодействия.
После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Кулак - ребро – ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.