Просмотр содержимого документа
«Проект по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста»
Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролевой-игровой, творческий
Сроки реализации: декабрь 2019г.
Актуальность: Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору работы над проектом «В гостях у сказки».
Значение театрализованной деятельности:
-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
-формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
-дети получают эмоциональный подъем
-способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
-позволяет формировать опыт социального поведения
-стимулирует активную речь.
Цель проекта: приобщать к сказкам посредством различных видов театра
Задачи проекта:
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• формировать представление о различных видах театра;
• развивать речь, воображение и мышление;
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ресурсное обеспечение:
настольные театры
пальчиковый театр
кукольный театр
театр на дисках
Участники проекта:
• воспитатели,
• дети группы,
• родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
• дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
• пополнение театрального уголка вместе с родителями.
Предварительная работа:
-артикуляционная гимнастика
-чистоговорки и скороговорки
-хороводные игры
-подвижные игры с героями
-обыгрывание эпизодов
-инсценировка сказок, потешек, стихов
-чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
- комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята».
Подготовительный этап
1. Опрос родителей «Как часто вы посещаете театр? »
2. Наглядная информация для родителей:
«Значение театра в жизни ребёнка»
3. Определение целей и задач.
4. Разработка проекта в группе: «В гостях у сказки»
5. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие на поляну сказок»
ЦЕЛЬ: Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Учить согласовывать в речи существительные с глаголами, обозначающими действия сказочных героев:
• Побуждать детей вступать в диалог со взрослым, аргументировать своё мнение.
• рассматривание иллюстраций к прочитанных сказок;
• театрализация отрывков прочитанных сказок;
• художественно творческая деятельность по прочитанным сказкам;
Ход занятия
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде, на волшебную поляну сказок! Вставайте друг за другом в круг и повторяйте за мной!
Загудел паровоз «Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку) И вагончики повез. Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу) Далеко их укачу. Паровоз кричит: «Ду-ду, Я иду, иду, иду». А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)
Воспитатель: Ребята вот мы и приехали на волшебную полянку сказок. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. А по каким вы должны догадаться сами. У меня есть волшебный клубок, который подскажет нам дорогу.
Воспитатель бросает клубок в сторону где расположены герои русской народной сказки «Репка»
Воспитатель: Посмотрите внимательно, к героям, какой русской народной сказки нас привел волшебный клубок?.
Конечно, это сказка «Репка». Только мне кажется, что тут беда случилась, все герои перепутались, они забыли, кто за кем в сказке тянет репку, давайте мы им поможем. Вспомните, как начиналась сказка. Кто посадил репку? (ответы детей).
Дети рассказывают сказку «Репка» и рассаживают каждого героя на свое место
Воспитатель:
Какие вы молодцы помогли героям сказки. Они вас за это благодарят. А сейчас я возьму свой волшебный клубок и посмотрю куда он покатиться. Воспитатель бросает клубочек, все идут за ним.
Сидит Курочка Ряба.
- Ребята, в какую сказку мы попали?
- Что случилось в этой сказке?
- Кто разбил яичко?
- Как мы можем помочь дедушке и бабушке?
-Давайте попросим, чтобы курочка снесла для них ещё яичко.
Воспитатель достаёт заготовки для рисования в форме яйца.
Воспитатель:
А давайте подарим деду с бабкой красивые, расписные яйца.
Дети расписывают яйца.
Курочка благодарит детей.
Идут дальше.
Воспитатель кидает клубок, он катиться к дереву. Под деревом лежит книжка.
Воспитатель:
-Как называется эта сказка?
-А почему зайчик плачет, как вы думаете?
-Кто выгнал лису?
-Какой петушок? Смелый, добрый.
-А вам лисичку не жалко? Ей тоже негде жить.
-Как помочь лисичке?
Давайте подружим Лисичку и Зайчика, поиграем вместе. Я превращу вас в зайчиков и лисичку. Воспитатель начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия согласно тексту:
На лесной лужайке разбежались зайки,
вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок,
роют лапкой корешок. (сидят, делают движения руками)
Видит зайцев и говорит» Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!
Воспитатель :
-Попрыгали, поплясали. А теперь покажем свои "лапки" ручки солнышку, погреем их солнечными лучиками. Ручки стали тёплыми, добрыми, прижмём их к сердечку, а теперь соединим все ручки вместе, подарим свою любовь и тепло друг другу. Вот и лисичка с зайчиком подружилась. Будут они жить в одном домике и дружить.
А мы пойдём дальше по тропинке, куда наш клубок покатился.
Дети идут дальше, находят коробку. Кто тут спрятался? Герои из сказки «Теремок».
Паказ настольного театра «Теремок» вместе с детьми.
Воспитатель :
Пора нам ребята возвращаться обратно в садик. Ну а что за волшебная поляна без конфет?! Вот вам корзина с угощениями!
Дети угощаются конфетами и едут обратно в садик на паровозе.
КОНСПЕКТ занятия по рисованию в средней группе
«Теремок»
Цели занятия:
Способствовать усвоению художественных знаний и умений воспитанников в различных видах изобразительной деятельности;
Программное содержание:
1. Учить детей с помощью воспитателя пересказывать небольшие отрывки из народных сказок. Развивать речевой голос детей, формировать основные его качества (силу и высоту).
2. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, изображать простые предметы, передавая их образную выразительность.
4. Учить детей работать сообща, дружно. Воспитывать радость от восприятия результата общей работы.
Оборудование и материалы:
1. Картина «Теремок» (рисунок воспитателя)
2. Кисточки
3. Гуашь разных цветов
4. Альбомные листы с нарисованным контуром теремка
Ход занятия
Дети заходят в зал и рассаживаются на места. Раздается стук в дверь. Звучит народная музыка, за дверью находится петушок , рядом стоит яркая коробка.
- Ребята! какой неожиданный сюрприз. Давайте посмотрим, что в нем. (Воспитатель достает книгу «Теремок»). Какая красивая книга, это же наша любимая сказка «Теремок». Теперь у нас в группе будет такая замечательная книга. И сможем читать ее в любое время. Но надо отблагодарить наших лесных друзей. И им тоже сделать подарок. Вы согласны? (Да)
Сегодня мы с вами раскрасим яркими красками «Теремок». Посмотрите вот сюда.
(На доске выставляется картина, с нарисованным теремком)
Нарисован у нас теремок
Он не низок, не высок
А теперь давайте вспомним, кто же прибегал к теремку?
- мышка – норушка;
- лягушка- квакушка;
- волчок – серый бочок;
- лисичка – сестричка;
- зайка – побегай-ка;
- медведь.
- Скажите, ребята, как одним словом можно назвать лягушку, зайку, лисичку, медведя?
- Животные, звери
- Покажите, как прыгает лягушка, как ходит лисичка, как прыгает зайка? А как ходит мишка косолапый? (Дети имитируют движения животных)
А теперь я предлагаю вам раскрасить теремок, чтобы животные смогли заселиться в него. Вы согласны? (Да!)
Ну что же, пора за работу! (Во время работы звучит тихая. спокойная музыка)
(Дети садятся за столы. Рисуют.
А работы – то на диво!
Похвалить мне вас пора!
Сделали все так красиво,
Что за чудо – мастера!
Вот какие красивые теремки у нас получаются.
Смотрю я на них и любуюсь.
Вот и готов наш подарок для зверюшек. Пойду вечером на почту и отправлю посылку. Вот порадуются жители лесного теремка. Какой сюрприз их ждет!
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, салазки, лес и сказки…
Все нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
На этом наше занятие окончено. Все вы были молодцы!
Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности (рисованию) «Раскрасим репку» во второй младшей группе
Цель: вспомнить содержание сказки через интеграцию образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Образовательные
— продолжать учить детей закрашивать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья)
— закреплять навык держания кисточки
— продолжать учить закрашивать, полученное изображение сверху вниз,
— поощрять попытки детей к простому пересказу сказки .
Развивающие:
— развивать память, внимание,
— развивать умение слушать и понимать задаваемые вопросы и отвечать на них.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательность, отзывчивость,
— воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: игрушка репка, настольный театр по сказке «Репка», игрушка-мышка, листы бумаги с изображением контура репки, гуашь желтого и зеленого цвета, кисточки, емкости с водой, сюжетные картинки.
Ход НОД
Дети свободно располагаются по группе. Стук в дверь.
Воспитатель: Дети, вы слышите, кто-то стучит в дверь? (Да) Сейчас я посмотрю. (Воспитатель вносит мышку с «чудесным мешочком»
Посмотрите, к нам в гости пришла мышка.
Давайте с мышкой поздороваемся, скажем: «Здравствуй мышка!» (Побуждаю детей произнести)
- С собой мышка принесла чудесный мешочек, потрогайте, что там? Теперь садитесь на стульчики, сели ровно, спинку прямо, ножки вместе. Посадим и мышку на стульчик. Здесь ей будет удобно сидеть и на всех ребят смотреть.
Воспитатель достает игрушку репку и спрашивает.
- Что это? (Дети хором отвечают: «Репка»- 2-3 инд. отв.)
- Правильно, репка. А где растет репка?
- В огороде
- А из какой сказки репка к нам пришла? (варианты ответов)
-Да, из сказки «Репка».
-А давайте вспомним нашу сказку и расскажем ее нашему гостью мышке, ведь она помогла вытащить репку Деду.
Чтение сказки. Вопросы по сказкам.
— Воспитатель: Я покажу, как будем рисовать репку. Дети, репка какой формы? (Ответы детей). Какого репка цвета? (Ответы детей).
Далее показываю и одновременно комментирую как рисовать репку.
— Воспитатель: Я беру кисточку. И опускаю ее в баночку с краской. Какого цвета краска в баночке? (Желтого).Закрашиваю репку в одном направлении сверху вниз. Какая красивая репка у нас получается. А чего не хватает в репке?
Дети: вершки.
Правильно. А какого цвета вершки? (Зеленые).
Закрашиваем вершки зеленой краской сверху-вниз.
-Воспитатель: Ребята, а наши гостья, мышка, говорит, что ему хочется увидеть, как вы нарисуете репку.
— Воспитатель (обращаясь к мышке): Наши дети сейчас помогут тебе.
Самостоятельная работа детей.
По мере необходимости помогаю детям.
— Воспитатель: Какие, красивые, репки у вас получились. Мышка хочет их все рассмотреть. Давайте, разместим наши рисунки на мольберте. (Прикрепляю детские работы на мольберт). Мышка очень довольна. Он хочет с вами поиграть.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки».
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, ( раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. ( «когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. ( правой рукой загибать по одному пальцу левой )
Мышки очень испугались, ( вращать кулаком)
В норки быстро разбежались ( спрятать кулак под правый кулак )
Мышка от имени воспитателя: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь мне пора Деду помогать репку вытаскивать. Вот сколько репок вы нарисовали. Дед один не справится. До свидания, ребятки
Все: До свидания.
Также во время проекта по театральной деятельности были использованы ИКТ, ежедневно проводились различные игры в настольный, масочный, магнитный, пальчиковый театр. Создавались различные пособия и картотеки по театрализованной деятельности, наглядная информация для родителей «Театр и ребёнок». Беседа с родителями о привлечении к проекту (пополнение театра, помощь в оформлении театрального уголка).