kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация проекта "Целый мир в ладошках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по развитию познавательной сферы, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. Основная цель проекта: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья детей через внедрение элементов  песочной и пуговичной терапии в практику работы ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта "Целый мир в ладошках"»

проект «Целый мир в ладошках»   педагога-психолога Талыгиной А.Ю.    по развитию познавательной сферы, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста

проект «Целый мир в ладошках» педагога-психолога Талыгиной А.Ю. по развитию познавательной сферы, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта :  творческий, развивающий Продолжительность :  долгосрочный Участники проекта : дети старших и подготовительных групп, педагог-психолог, родители воспитанников.  Основная цель проекта:  Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья детей через внедрение элементов песочной терапии и пуговичной терапии в практику работы ДОУ. Основные задачи проекта: - развивать свободную и творческую личность ребенка; - развитие внимания, воображения, чувственного восприятия, образного мышления, пространственных представлений; - обогащение сенсорного опыта детей; - развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук; - активизация и пополнение словаря; - формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.

  • Вид проекта : творческий, развивающий
  • Продолжительность : долгосрочный
  • Участники проекта : дети старших и подготовительных групп, педагог-психолог, родители воспитанников.

Основная цель проекта:

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья детей через внедрение элементов песочной терапии и пуговичной терапии в практику работы ДОУ.

Основные задачи проекта:

- развивать свободную и творческую личность ребенка;

- развитие внимания, воображения, чувственного восприятия, образного мышления, пространственных представлений;

- обогащение сенсорного опыта детей;

- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;

- активизация и пополнение словаря;

- формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.

Обеспечение проектной деятельности   Методическое: 1. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»  О.Ю. Епанчинцева. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2015 г. 2. «Зачем психологу пуговицы?». И. Кутепова. Журнал «Обруч» № 5 2011 г. 3. «Игры с пуговицами». Ю. Ремпель. Журнал «Игра и дети» № 3 2008 г. 4. «Пуговичный мир» Солоненко Л. ; «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Деникеева Ф., Ахунова К. Журнал «дошкольное воспитание» № 2 2013 г.  Материально техническое Оборудование для песочной терапии: стол с подсветкой; деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи синей краской; песок, камушки, ракушки; коллекция миниатюрных игрушек; совочки, формочки, карандаши, ложки, расческа, шприц и пр.; набор из 10 фибровых тактильных досок (25×25 см) с различными рельефными рисунками; заламинированные рисунки  Оборудование для пуговичной терапии: коллекция пуговиц; мешочки; «аквариум»

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

О.Ю. Епанчинцева. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2015 г.

2. «Зачем психологу пуговицы?». И. Кутепова. Журнал «Обруч» № 5 2011 г.

3. «Игры с пуговицами». Ю. Ремпель. Журнал «Игра и дети» № 3 2008 г.

4. «Пуговичный мир» Солоненко Л. ; «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Деникеева Ф., Ахунова К. Журнал «дошкольное воспитание» № 2 2013 г.

Материально техническое

Оборудование для песочной терапии:

  • стол с подсветкой;
  • деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи синей краской;
  • песок, камушки, ракушки;
  • коллекция миниатюрных игрушек;
  • совочки, формочки, карандаши, ложки, расческа, шприц и пр.;
  • набор из 10 фибровых тактильных досок (25×25 см) с различными рельефными рисунками;
  • заламинированные рисунки

Оборудование для пуговичной терапии:

  • коллекция пуговиц;
  • мешочки;
  • «аквариум»

Актуальность проекта :

Актуальность использования «Песочной терапии» и «Пуговичной терапии» в коррекционной работе определяется современной развивающей функцией образования, ориентирующей педагогов на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка.

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения. Песочная терапия способствует психофизическому и личностному развитию детей. Так же такого рода игры и занятия можно использовать в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его познавательную сферу, сенсомоторные навыки и мелкую моторику рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи и мышления.

Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет развивать речь детей, улучшить память, внимание и воображение, повышает способность к произвольному контролю, снижает утомляемость.

Действия с предметами - это не только увлекательное занятие для ребенка, но и движущая сила его развития.

Педагогические принципы реализации проекта:  принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;  дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности;  соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.  вариативность.  Форма организации – подгрупповая и индивидуальная.

Педагогические принципы реализации проекта:

  • принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • вариативность.

Форма организации – подгрупповая и индивидуальная.

В начале учебного года у большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук и языковой компетенции. А именно низкий и средний его уровни. Дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога.  Практика показывает, что такие дети испытывают затруднения в различных видах образовательной деятельности. Из-за нарушений мелкой пальцевой моторики в игровой и учебной деятельности проявляются неточность движений, сниженная скорость выполнения, недостаточная моторная координация. Р езультаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.

В начале учебного года у большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук и языковой компетенции. А именно низкий и средний его уровни. Дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога. Практика показывает, что такие дети испытывают затруднения в различных видах образовательной деятельности. Из-за нарушений мелкой пальцевой моторики в игровой и учебной деятельности проявляются неточность движений, сниженная скорость выполнения, недостаточная моторная координация. Р езультаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Структура и содержание проекта:

- Диагностический этап

  • - Диагностический этап

Для детей 5 – 6 лет:

  • тест «Назови слова» (словарный запас);
  • тест «10 предметов» (анализ объема непосредственной образной памяти);
  • методика «Эталоны» (исследование степени обобщенности сенсорных эталонов);
  • тест «Невербальная фантазия»;
  • тест Равена. Карточки серии А (исследование схематического мышления);
  • тест «Лишний предмет» (оценка уровня развития образно-логического мышления)
  • наблюдение: может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека

Для детей 6 – 7 лет:

  • методика «Расскажи по картинке» (оценка состояния связной речи);
  • тест «10 слов» (диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти);
  • тест «Что не дорисовано?» (оценка целостности восприятия)
  • тест «Дорисовывание» (исследование образной креативности, творческого воображения);
  • тест Равена. Карточки серии АВ;
  • тест для оценки словесно-логического мышления

- Основной этап. Коррекционно-развивающие занятия.

  • - Основной этап. Коррекционно-развивающие занятия.

Частота, продолжительность и длительность занятий (от 20 до 30 минут) определяются индивидуальными особенностями детей (характером нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью.

- Заключительный этап:

- контрольная диагностика в «группе развития»;

  • - Заключительный этап: - контрольная диагностика в «группе развития»;

- мастер-класс для родителей;

- показ презентации для педагогов

Развитие познавательных способностей Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики Ожидаемый результат Развитие образного мышления Развитие внимания  и воображения Развитие речи Расширение кругозора, любознательности Совершенствование предметно-игровой деятельности

Развитие познавательных способностей

Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей

Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики

Ожидаемый результат

Развитие образного мышления

Развитие внимания

и воображения

Развитие речи

Расширение кругозора, любознательности

Совершенствование предметно-игровой деятельности

Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений развивающей и коррекционной работы.  Игровая деятельность Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету», «Аквариум» и т. д. Песочная игротерапия: проективные игры «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и пр.  Продуктивная деятельность Рисование: «Печатаем узор» (пуговица штамп). Лепка: «Бабочка», «Гусеница», «Волшебный цветок» (составление изображений из пуговиц на пластилиновом панно) Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина (вертушки, браслеты, украшения для фоторамок и т.п.)  Речевая деятельность Связная речь: составление предложений, рассказов и сказок.  Кинезиологические упражнения для рук «Печатная машинка», «Поднимание пуговиц», «Шагающие пальчики», «Ловкие пальчики», «Поменяем местами», «Чудесные мешочки» и т.п.

Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений развивающей и коррекционной работы.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету», «Аквариум» и т. д.

Песочная игротерапия: проективные игры «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и пр.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Печатаем узор» (пуговица штамп).

Лепка: «Бабочка», «Гусеница», «Волшебный цветок»

(составление изображений из пуговиц на пластилиновом панно)

Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина (вертушки, браслеты, украшения для фоторамок и т.п.)

Речевая деятельность

Связная речь: составление предложений, рассказов и сказок.

Кинезиологические упражнения для рук

«Печатная машинка», «Поднимание пуговиц», «Шагающие пальчики», «Ловкие пальчики», «Поменяем местами», «Чудесные мешочки» и т.п.

Занятия по песочной терапии вызывают большой интерес у детей, создают творческую атмосферу. В развивающей и коррекционной работе можно выделить следующие группы методов и приемов:

- работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, карандашами, кисточками и т.д.);

- обыгрывание ситуаций, инсценировка и театрализация;

- мини-беседа, доверительная беседа, чтение литературных произведений;

- рассматривание иллюстраций;

Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:

  • сравнение;
  • исследовательская деятельность;
  • рассуждение;
  • анализ-синтез;
  • обобщение и описание

На основе коллекции пуговиц созданы игры, позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

В процессе выполнения упражнений с пуговицами у детей развиваются:

  • координация движений;
  • усидчивость и произвольность психических процессов;
  • аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, т.к. упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами проводятся с подгруппой детей и индивидуально, как целое занятие или его часть.

Структура занятий 1.Ритуал приветствия . «Чувствительные ладошки» Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Волшебные следы на песке», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы» и т.п. 2. Основная часть. игры с использованием тактильной доски; рисование на песке с помощью карандаша

Структура занятий

1.Ритуал приветствия . «Чувствительные ладошки»

Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Волшебные следы на песке», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы» и т.п.

2. Основная часть.

  • игры с использованием тактильной доски;
  • рисование на песке с помощью карандаша

рисование на песке по заданному контуру
  • рисование на песке по заданному контуру

игры с использованием дыхания; проективные игры с использованием камней, пуговиц, природных материалов
  • игры с использованием дыхания;
  • проективные игры с использованием камней, пуговиц, природных материалов

дидактические игры с использованием пуговиц
  • дидактические игры с использованием пуговиц

Дидактическая игра «Аквариум» (развитие слуховой и зрительной памяти; мышечная релаксация; снятие напряжения, страхов)

Дидактическая игра «Аквариум» (развитие слуховой и зрительной памяти; мышечная релаксация; снятие напряжения, страхов)

3. Ритуал прощания (рефлексия). «Нарисуй свое настроение сейчас»

3. Ритуал прощания (рефлексия). «Нарисуй свое настроение сейчас»

Анализ динамики развития психических процессов, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволяет сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.   Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей старшего дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.   Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности; умеют работать по заданному образцу, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия и т.д.

Анализ динамики развития психических процессов, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволяет сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.

Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей старшего дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.

Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности; умеют работать по заданному образцу, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Презентация проекта "Целый мир в ладошках"

Автор: Талыгина Анна Юрьевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проект "Национальные парки и памятники природы Челябинской области " "
    ["seo_title"] => string(72) "proiekt-natsional-nyie-parki-i-pamiatniki-prirody-chieliabinskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "150077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420392481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок – проект по окружающему миру  «Дикие и домашние животные» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-proiekt-po-okruzhaiushchiemu-miru-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "104972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402775328"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Кружковая работа "
    ["seo_title"] => string(18) "kruzhkovaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "213256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432022194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Проект «День матери» в старшей группе"
    ["seo_title"] => string(35) "proekt_den_materi_v_starshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "484944"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541939935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства