Просмотр содержимого документа
«Презентация "Познавательное развитие дошкольников"»
Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГТ
Активность (познавательная активность) - деятельность
Игровая;
Коммуникативная;
Трудовая;
Познавательно-исследовательская;
Продуктивная;
Музыкально-художественная;
Чтение.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655)
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей, познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Сенсорное развитие;
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151
"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность самим ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151
"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Принципы организации развивающей среды:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
В пункте 3.2.7. ФГТ к условиям определяется оборудование для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал
оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.);
группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий;
Цель опытно-экспериментальной деятельности
Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи
Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность.
Организация опытно-экспериментальной деятельности опирается на ведущие принципы развития дошкольников
природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием):
дифференцированный подход ( решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей):
активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности);
интеграция – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
индивидуальные дневники экспериментов.
Формы работы по опытно-экспериментальной деятельности:
Самостоятельная деятельность детей.
Непосредственно образовательная деятельность.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание фотографий.
Тематические беседы.
Целевая прогулка.
Экскурсия.
Младший дошкольный возраст
начать с ознакомления ребёнка со свойствами и качествами предметов и веществ и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем)
Средний дошкольный возраст
этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
Старший дошкольный возраст
в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». Дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы
Структура детского экспериментирования
Проблемная ситуация
Целеполагание (что нужно сделать)
Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Подтвердилось Не подтвердилось
Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы,