Дидактическая игра как средство развития познавательных действий у детей дошкольного возраста
Исполнитель:
Топычканова Наталья Федоровна
;
Нормативно – правовое обеспечение :
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. № 1155 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой
Противоречия:
между наличием требований ФГОС ДОО направленных на формирование познавательных действий у детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем развития познавательных действий у детей дошкольного возраста;
между необходимостью ведения системной, целенаправленной работы по использованию дидактических игр для развития познавательных действий у детей дошкольного возраста и недостаточностью организованности данной работы в практике ДОО;
между необходимостью использования дидактических игр как средства развития познавательных действий детей дошкольного возраста и не достаточностью методических разработок в данном направлении.
Задачи курсового проекта:
- Изучить психолого-педагогические основы развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.
- Рассмотреть возможности дидактической игры для развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.
- Проанализировать примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с позиции выявления возможностей использования дидактических игр для развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.
- Охарактеризовать компоненты сборника дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.
- Обосновать способы оценки качества методической разработки, показателей успешности её реализации.
- Создать сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.
Форма проектирования: сборник дидактических игр как средство развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.
Проблеме развития познавательных действий были посвящены исследования таких ученых как:
Шамова Татьяна Ивановна
(22 ноября 1924 – 28 июля 2010 г.) — российский учёный в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования.
Асмолов Александр Григорьевич
Российский психолог, политик и учёный. Член Президиума Российской академии образования.
Родился 22 февраля 1949 г.
При изучении познавательных действий у детей Асмолов А.Г. выделил следующие показатели:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового,
активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
(В. Н. Кругликов)
Дидактические игры
игры с предметами
настольно-печатные
словесные
Структура дидактической игр ы
Дидактическая задача
Игровая задача
Игровые действия
Правило игры
Результат
Сборник - издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов.
(С.М Вишнякова)
Б. И. Коваленко предлагает следующую структуру сборника :
1. Титульный лист;
2. Вводную часть;
3. Оглавление;
4. Пояснительная записка;
5. Разделы;
6. Заключение;
7. Список литературы.
Диагностический инструментарий оценки качества показателей успешности реализации разработанного сборника дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста:
1. ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
2.СВОДНЫЙ ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Индивидуальная карта оценки наблюдения развития познавательных действий у детей дошкольного возраста (А.Г.Асмолов)
Критерии оценки уровня развития познавательных действий
1. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
2. Систематизация и классификация объектов и предметов.
3. Установление причинно-следственных связей.
4. Умение выявить аналогии на предметном материале.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Благодарим за внимание!