Презентация "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Произошел отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмыслялась роль педагога, который стал в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"»
Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Произошел отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмыслялась роль педагога, который стал в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Написать конспект не так трудно, как трудно воспитателю уйти от учебной модели построения занятия, точнее даже не самого занятия, а способа его проведения. Очень часто бывает: на бумаге - конспект идеален, но как только педагог начинает проводить занятие, вся идеальность пропадает (педагогу трудно идти за детьми, и в то же время вести детей за собой; педагогу трудно встать на одну ступень с ребенком - выстроить субъект-субъектные отношения; педагогу трудно придерживаться деятельностного принципа в проведении современного занятия; педагогу трудно делать не за ребенка, а вместе с ребенком).
При организации образовательного процесса педагогу нужно постоянно помнить о том, что активное использование проектного метода обучения и воспитания позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.
Педагогу необходимо определить главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. Цель – это образ желаемого результата.
Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения
Сформулировав цель непосредственно образовательной деятельности, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
Задачи, требования к ним.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:
· Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
· Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. · Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс должен строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи. Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. В этом помогает использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”, позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала поэтапно; дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые будут, стимулировать их познавательную деятельность. Надо предоставлять детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка. Тематические игровые центры дадут детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) должны учитываться с интересами детей. Предметно пространственную среду группы надо организовать таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
Советы воспитателям по организации НОД:
Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
Подводите детей к выводам, обобщениям.
Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей. Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому
Основная литература
Ю Атемаскина//Детский сад от А до Я. – М., 2008. - № 3. – С.15-17.
2. Лагода Т. С., Чуйкова М. Б. Методы анализа педагогической деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 55 – 60.
3. Лукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ/Л.И. Лукина//Управление дошкольным образовательным дошкольным учреждением. – М., 2007. - № 6. – С.46-57.
4. Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. 1996. № 11. с.75 – 78. 5. Пути повышения качества дошкольного образования: сб. науч. тр./ Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. — Елец, 2005. — 187 c.
6. Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 61 -68.
7. Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования//Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 8-17.
10. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1995.
11. Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред.Т. С. Комаровой. М., 1985. С. 43 – 49. 12.
12. М.И.МахмутовСовременный урок М., «Педагогика» 1985. 13. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса.//Методика составления обучающих программ.- М.,1980, с.3-16