Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО
Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО
Данная презентация разработана старшим воспитателем к сообщению на конференции работников дошкольных учреждений с целью показать коллегам, что современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО»
«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО»
Разработала Колодина И.В., старший воспитатель
МБДОУ №4 «Ручеёк»
Задачи непосредственно образовательной деятельности:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ;
РАЗВИВАЮЩАЯ;
Главные методы непосредственно образовательной деятельности:
ПРАКТИЧЕСКИЙ;
НАГЛЯДНЫЙ;
СЛОВЕСНЫЙ;
ИГРОВОЙ.
Структура непосредственно образовательной
деятельности:
Структурный компонент
Содержание
Виды деятельности
Начало непосредственно образовательной деятельности
Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.
игровая
предметная
речевая.
Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности
(основная часть)
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
учебная;
игровая;
художественная;
речевая.
Окончание непосредственно образовательной деятельности
(заключитель
ная часть)
Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:
-в младшей группепедагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
-в средней группепедагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
-в старшей и подготовительной к школе группахк оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
Игровая;
Предметная;
Художествен
ная;
речевая.
Триформы организации обучения:
Формы
организации
обучения
Индивидуальная
Особенности
Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.
Подгрупповая
(индивидуально-
коллективная).
Группа делится на подгруппы:
Основания для комплектации:личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития.
При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.
Фронтальная.
Обще групповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание).
Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.
Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельностиIIмладшая группа ( 3 -4 года)
Количественный состав детей в микрогруппе
Средства и способы формирования микрогруппы
Пары
Содержание предлагаемых дел
Развитие общения
Сенсорные эталоны
По желанию
Внешние признаки предметов или явлений
Сравнение по схожести
Репродуктивного характера
(исполнительского)
Анализ
Синтез
Сравнение
Внутри микрогруппы
Желание быть вместе
Дело «рядом»
Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельностиподготовительная группа (6 -7 лет)
Количественный состав детей в микрогруппе
Средства и способы формирования микрогруппы
Содержание предлагаемых дел
Пары
Тройки
Четвёрки
Шестёрки
Сенсорные эталоны
По желанию
Наглядные модели
Понятия, признаки, свойства, качества предметов и явлений
Сравнение по схожести и различию
Развитие общения
Продуктивного характера
(творческого)
Анализ
Синтез
Сравнение
Абстрагирование
Обобщение
Классификация
Систематизация
Культура общения
В новых стандартах содержится указание на то,
какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами для ребенка дошкольного возраста:
ранний возраст (от1 до 3 лет):
предметная деятельность ;
игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами;
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
двигательная активность.
2. дети дошкольного возраста
(от 3 до 8 лет):
игровая;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд;
конструирование;
музыкальная;
двигательная.
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия . Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.
Компоненты образовательного процесса:
Совместная деятельность
взрослого и детей
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Самостоятельная деятельность детей
Индивидуальная работа с детьми
Взаимодействие с семьёй
Совместная деятельность строится:
-на субъектной (партнёрской, равноправной )позиции взрослого и ребёнка;
-на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
-на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстнивами;
-на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения , перемещения, общения детей и др.)
Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса.
Непосредственно образовательная деятельность:
реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня усвоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В режимных моментах
осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приёма, утренней гимнастики, прогулки, приёма пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальная работа
– это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка.
Самостоятельная деятельность (самостоятельность):
-предполагает свободую деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-прстранственной образовательной среды;
-обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам;
-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
-содержит в себе проблемные ситуации и напрввлена самостоятельное решение ребёнком разнообразных задач;
-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым
Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности(часто еёназывают традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель непосредственно образовательной деятельности должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
При постановке целей полезно учитывать следующие требования:
1. Главным основанием постановки целей непосредственно образовательной деятельности должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.
2. Цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам.
3. Цели должны быть напряжёнными, но и реальными, т.е. находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. 5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер. 6. Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ. 7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию. 8. Цель конкретной непосредственно образовательной деятельности должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, ДОУ в целом.
Заключение Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; - обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.); - использование цикличности и проектной организации содержания образования; - создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций; - обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); - выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому; - формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.