Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Диалогическая речь (диалог) –
процесс непосредственного речевого общения,
характеризующийся поочередно сменяющими одна
другую репликами двух или более лиц.
Группы диалогических мнений
• Собственно речевые умения
Умения речевого этикета
• Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
•Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
Монологическая речь (монолог) – процесс
непосредственного общения, характеризующийся
речью одного лица, обращенной к слушателям
или к самому себе
• Логически последовательное высказывание
•Выражает мысль одного человека
Полная формулировка и развернутость
Литературная лексика
Длительное и предварительное обдумывание
• Стимулируется внутренними мотивами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация " Формирование связной речи" »
МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»
Презентацию подготовила воспитательМанджиева Г.З.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Основной характеристикой связной речи является еепонятность для собеседника.
.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах:монологидиалог.
Диалогическая речь (диалог) –
процесс непосредственного речевого общения,
характеризующийся поочередно сменяющими одна
другую репликами двух или более лиц.
Собственно речевые умения
Умения речевого этикета .
Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
Невербальные (неречевые) умения .
Монологическая речь (монолог) –процесс
непосредственного общения, характеризующийся
речью одного лица, обращенной к слушателям
или к самому себе
Логически последовательное высказывание
Выражает мысль одного человека
Полная формулировка и развернутость.
Литературная лексика .
Длительное и предварительное обдумывание.
Стимулируется внутренними мотивами
Описание– это характеристика предмета в статике
Повествование– это связный рассказ о каких-либо событиях
Рассуждение– это логическое изложение материала в форме доказательства
Пересказ– осмысленное воспроизведение литературного
образца в устной речи
Рассказ– самостоятельное развернутое изложение определенного содержания
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?»
«Котенок»
У Кати жил котенок.
Катя
любила котенка.
Она поила котенка
молоком.
Котенок любил играть
с Катей.
«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку.
Он накопал червей и
пошел к реке. Сел Илюша на
берегу и закинул удочку.
Скоро ему попался лещ,
а потом – окунь. Мама
сварила
Илюше вкусную уху.
Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна
Сюжетно-дидактические игры
Игры с предметами
Игры-инсценировки
Словесные игры
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы
В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.
Игры с помощью которых
формируют умение выделять
существенные признаки предметов,
явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»
Игры с помощью которых
развивается умение обобщать
и классифицировать
предметы по различным
признакам: «Кому что нужно?»,
«Назови три предмета?»,
«Назови одним словом»
Игры, используемые для
развития у детей умения
сравнивать, сопоставлять,
делать правильные
умозаключения: «Похож – не похож»,
«Кто больше заметит небылиц?»
Игры на развитие
внимания, сообразительности,
быстроты мышления,
выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон»,
«Краски», «Летает – не летает»
Подбор картинок по общему признаку .
В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Критерии определения уровня развития связной речи :
Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.
Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.
Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.
Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.
Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
Правила речи воспитателя:
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);
Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям );
Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).