Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающая среда в младших группах ДОУ»
«организацияпространственной предметно-развивающей средыв детском саду в условиях введения ФГОС ДО»
Выполнила воспитатель
1 категорииГерасименко Н.А.
МБДОУ детский сад №8 г.Красногорск
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Ключевая установка федерального государственного образовательного стандарта – поддержка разнообразия и самоценности детства .
Для обеспечения полноценного развития и воспитания личности дошкольника в социально-комуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической образовательных областях остаётся создание благоприятных условий, т.е. проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Требования к предметно-постранственной среде.
1. Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала всего пространства ДОО.
2. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Исходя из требований к предметно-пространственной среде необходимо соблюдать следующие принципы организации данной среды.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Общение ребёнка и взрослого ведется на основе пространственного принципа «глаза в глаза»
Разновысокая,
трансформируемая
мебель
Соблюдение психологической дистанции и с каждым ребёнком, и с группой в целом: «короткая - длинная»
2. Принцип активности, самостоятельности и творчества
Ребёнок и взрослый становятся творцами
своего предметного окружения
Оформление стен в зависимости от своего настроения
Рисовальная «стена творчества»
Наличие спортивных комплексов
Изменение освещения
Использование крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие ребёнка.
Реальные условия для воссоздания ребёнком «взрослых» форм деятельности
3. Принцип стабильности - динамичности
Ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает её, «перерастает». Взрослый даёт возможность ребёнку менять среду, вновь и вновь созидать её в соответствии со вкусом и настроением дошкольника.
Своеобразный строительный материал
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Возможность построения непересекающихся сфер активности(дети в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются разными видами деятельности, не мешая друг другу).
Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
Трансформация помещений за счёт раздвижных лёгких перегородок.
Использование крыши детского сада.
Использование выдвижного и выкатного трансформируемого оборудования
Функциональные помещения: физкультурные, музыкальные, театральные, «кабинеты» с книгами…
Использование просторных светлых холлов, коридоров, лестничных проёмов.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Оптимизация стимулов по количеству и качеству. Среда должна побуждать двигательную активность, но в то же время «гасить», тормозить её, когда это необходимо.
Раздевалка соответствует понятию «родимый порог»
Наличие разновеликих зеркал, системы зеркал разной кривизны.
Цветовая отделка стен помещений.
Игровое оборудование (ширмы-домики, лесенки…)
Создание индивидуальной комфортности.
Наличие собственного «уголка» (кроватка, стульчик, шкафчик для личных вещей).