kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие детей. В этот период закладываются основы хорошего здоровья, полноценного физического и психического развития. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируются речь, совершенствуются познавательные процессы.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • ребенок проявляет любознательность,
  • задает вопросы взрослым и сверстникам,
  • интересуется причинно-следственными связями,
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
  • склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе,
  • о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • знаком с произведениями детской литературы,
  •  обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для развития ребёнка. Зависимость развития познавательного интереса у детей от окружающей среды замечена давно и о ней неоднократно писала Н.К. Крупская. "Пролетевший аэроплан, - писала она, - проехавший автомобиль, паровоз, трактор - все это поднимает интерес к технике." Однако ничем не подкрепленный, он быстро угасает. Вот почему важно вовремя заметить возникший у ребенка познавательный интерес и сделать его устойчивым в развитии.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать познавательный интерес и способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребёнка – дошкольника по новым ФГОС.

Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению, познавательный интерес.

Предметно – развивающая среда должна:  

  • служить интересам и потребностям ребенка;  
  • обогащать развитие специфических видов деятельности;
  • обеспечивать зону ближайшего развития ребенка;  
  • побуждать делать сознательный выбор;  
  • становиться основой для самостоятельной деятельности;
  • являться условием для своеобразной формы самообразования;
  •  развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);  
  • а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития познавательного интереса младших дошкольников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных интересов дошкольника посредством развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОО»

Формирование познавательных интересов

дошкольника посредством

развивающей предметно-пространственной среды

в младшей группе ДОО



Содержание



Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Развитие познавательных интересов дошкольника, как психолого – педагогическая проблема…………………..……………………………………5

Раздел 2. Создание условий для формирования познавательных интересов младшего дошкольника посредствам предметно – развивающей среды……………………………………………………………………..………..8

Заключение…………………………………………………………………...….15

Список литературы…………………………………………………………...…16




























Введение


Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие детей. В этот период закладываются основы хорошего здоровья, полноценного физического и психического развития. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируются речь, совершенствуются познавательные процессы.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • ребенок проявляет любознательность,

  • задает вопросы взрослым и сверстникам,

  • интересуется причинно-следственными связями,

  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

  • склонен наблюдать, экспериментировать.

  • Обладает начальными знаниями о себе,

  • о природном и социальном мире, в котором он живет;

  • знаком с произведениями детской литературы,

  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для развития ребёнка. Зависимость развития познавательного интереса у детей от окружающей среды замечена давно и о ней неоднократно писала Н.К. Крупская. "Пролетевший аэроплан, - писала она, - проехавший автомобиль, паровоз, трактор - все это поднимает интерес к технике..." Однако ничем не подкрепленный, он быстро угасает. Вот почему важно вовремя заметить возникший у ребенка познавательный интерес и сделать его устойчивым в развитии.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать познавательный интерес и способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.


Раздел 1. Развитие познавательных интересов дошкольника, как психолого – педагогическая проблема


В  настоящее  время  актуальность  проблемы  развития  познавательного  интереса  дошкольника  можно  объяснить  общими  тенденциями  гуманизации  образования, а также требованиями нового ФГОС.  Сегодня  особую  популярность  обретают  образовательные  системы,  в  которых  педагоги  создают  условия  для  развития  личности  самого ребёнка. 

Известно,  что  познавательные  интересы  возникают  у  ребенка  довольно  рано.  Можно с уверенностью сказать,  что  проблема  формирования познавательного  интереса  ребенка  является  достаточно  значимой  в  современной педагогики и психологии  образования.

В  психолого-педагогической  литературе  существует  большое  количество  исследований,  посвященных  проблеме  познавательного  интереса  личности.  Особую  значимость  представляют  для  нас  работы  С.Л.  Рубинштейна,  Г.И.  Щукиной,  Н.Г.  Морозовой,  А.Н.  Леонтьева  и  др.,  посвященные  анализу  понятия  «интерес»  (в  том  числе,  и  познавательный  интерес)  и  его  компонентов.  В  работах  этих  авторов  подчеркивается  единство  эмоциональной,  волевой  и  интеллектуальной  сторон  познавательного  интереса,  причем  мыслительные  процессы  описываются  как  его  основное  структурное  ядро. 

Интерес  представляет  собой  сложное,  значимое  для  личности  образование.  Понятие  «интерес»  имеет  большое  количество  различных  трактовок.  С  точки  зрения  С.Л.  Рубинштейна,  «…интерес  выступает  как  избирательная  направленность  человека,  его  внимания,  его  мыслей  и  помыслов…»  Н.Г.  Морозова  описывает  интерес  как  «активно-познавательное  и  эмоционально-познавательное  отношение  человека  к  миру».  А.С.  Бакарёва  видит  в  интересе  «своеобразный  сплав  эмоционально-волевых  и  интеллектуальных  процессов,  повышающий  активность  сознания  и  деятельности  человека  в  целом». 

По  мнению  Л.С.  Выготского,  познавательный  интерес  —  это  «естественный  двигатель  детского  поведения»,  он  является  «верным  выражением  инстинктивного  стремления;  указанием  на  то,  что  деятельность  ребенка  совпадает  с  его  органическими  потребностями».  Вот  почему  оптимальным  решением  педагога  будет  построение  «всей  воспитательной  системы  на  точно  учтенных  детских  интересах…».

Познавательный  интерес  является  чрезвычайно  важным  в  организации образовательной  деятельности  в  дошкольном  возрасте.  Познавательный  интерес  у  дошкольников  имеет  довольно  яркую  эмоциональную  окраску.  Познавательный  интерес проявляется  в  интересе  к  наблюдениям,  описаниям,  впечатлениям. 

Исследуя  и  познавая  мир,  ребенок  делает  массу  открытий,  проявляя  интерес  к  разным  областям  окружающей  его  действительности.  Согласно  мнению  Г.И.  Щукиной,  познавательный  интерес  —  это  особое  избирательное,  наполненное  активным  замыслом,  сильными  эмоциями,  устремлениями  отношение  личности  к  окружающему  миру,  к  его  объектам,  явлениям  и  процессам.

Познавательный  интерес  —  это  один  из  сильно  действующих  мотивов  в  человеческой  деятельности.  Интерес  к  приобретению  знаний  формируется  у  дошкольников  только  при  условии  определенной  организации  педагогом   процесса воспитания и развития ребёнка. Педагогу  необходимо  обращать  внимание  на  закономерности  развития  познавательных  интересов  дошкольников  и  общие  закономерности  психического  развития  ребенка. 

Как же возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.

  1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

Ключевые признаки: на стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

  1. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

Ключевые признаки: для этой стадии развития интереса характерны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью). В появлении загадок, их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребёнок отрешён от простой исполнительности и пассивного запоминания.

  1. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

Ключевые признаки: стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

  1. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Ключевые признаки: это — стадия активного воздействия человека на мир, на его переустройство, которая непосредственно связана с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Теоретический интерес характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания.

Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов и как эффективное средство обучения, как устойчивая черта личности обучения. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у дошкольника малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. В этом состоит важнейшая задача воспитателя учреждения дошкольного образования, развивающего у воспитанников познавательный интерес.








Раздел 2. Создание условий для формирования познавательных интересов младшего дошкольника посредствам предметно – развивающей среды


Ребенок дошкольного возраста постоянный экспериментатор, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Активность и познавательный интерес ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность и любознательность ребенка.

Поэтому, что бы «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательного интереса детей, учитывающие следующие факторы:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

  • родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

  • деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;

  • вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, выхода из проблемной ситуации;

  • креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако, полноценной развивающей среды и условий, о которых говорилось выше, недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательного интереса. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса, перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в сейчас центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения между людьми, становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка.

Изменение приоритетов в отношении к окружающему миру приводит к появлению нового типа ведущей деятельности (ролевой игры), в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений.

Из острой потребности ребенка быть взрослым и невозможности это осуществить реально рождается новая ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои социальные потребности (в сотрудничестве со взрослым и с другими детьми) в ролевой игре. Это становится возможным в результате освоения особой игровой техники. Техника игры заключается в различных уровнях замещения, которыми постепенно овладевает ребенок:

  • предметном (наряду с реальными предметами ребенок использует предметы - заместители);

  • позиционном (социальном), когда позиция «Я» замещается позицией «Некто, другой». Ребенок действует от имени другого лица, с позиции принятой роли;

  • ситуативном (в результате устойчивого ролевого поведения происходит замещение реальной ситуации ситуацией воображаемой. Ребенок действует в воображаемом плане.

Наблюдая за игрой наших детей в начале учебного года, мы видели, что в игре обычно доминирует предметное содержание (главное – одевать, кормить, укладывать куклу спать, то есть осуществлять с ней предметные действия). Ближе к четырем годам смыслом игры становится воссоздание материнского заботливого отношения к кукле как к ребенку, то есть социальное содержание. Таким образом в младшем дошкольном возрасте происходит развитие социальной направленности игровых действий ребенка. Он берет на себя первые роли – близких взрослых и воссоздает в игре модель отношения взрослых к ребенку.

Поэтому игровая зона в младшей группе должна быть оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В нашей группе собраны атрибуты для игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Зоопарк», «Стройка», «Морской флот», «Шофер».

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Играя, дети берут на себя роли взрослых людей. У малышей формируется познавательный интерес к миру профессий, к отношениям между людьми.

По мере возникновения у ребенка интереса к сверстнику как к объекту взаимодействия и осознания себя в качестве субъекта деятельности развиваются и их совместные игры, формируется игровое партнерство. Но в этом возрасте их взаимодействие очень непродолжительно, возникает стихийно, без предварительного плана. Дети учатся согласовывать свои действия, сообщая (информируя партнера), о содержании своих действий. Внимание к партнеру наблюдается у трехлетних детей далеко не всегда, но к четырем годам оно становится устойчивым. Дети в этом возрасте ещё не умеют договариваться, часто ссорятся. Помириться им помогает «кукла – мерилка», которая живет у нас в игровом уголке. Дети подходят к кукле произносят слова:

«Хватит нам уже сердиться,

Поскорей давай мириться».

Потом они обнимают и жалеют друг друга. Малышам померится, таким образом, намного легче. Именно в процессе предметно-игровых действий детьми приобретается первый опыт взаимодействия, осваиваются средства коммуникативного поведения. Ребенок «открывает» для себя сверстника в качестве объекта взаимодействия, как делового и игрового партнера. Обычно сверстник вызывает у него целый комплекс чувств: неподдельный эмоционально-исследовательский интерес, радость, смущение и пр.

Театральный уголок также способствует развитию познавательного интереса дошкольников. Благодаря театрализации у детей развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У детей формируются организаторские умения и навыки, творческие способности, совершенствуются формы, виды и средства общения, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театрализованные игры и постановки способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. А также формируют интерес и любовь к художественной литературе.

В нашей группе, в театральном уголке, собраны разнообразные виды. Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также  некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), магнитный театр. Также в театральном уголке у нас есть различные шапочки с изображением персонажей. Ну и, конечно же, ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным. Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр. Наши малыши любят разыгрывать сказки, знакомые им с первых месяцев жизни: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и другие.

Рядом с театральным уголком, расположен книжный. В нем собраны книги для чтения детям, книги для самостоятельного рассматривания (из плотного картона), иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров. Значение книги в формировании познавательного интереса у детей неоценимо. По мере прочтения литературных произведений, рассматривании иллюстраций, у детей появляется масса вопросов, что может является показателем формирования любопытства и интереса.

Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов (форме, размере, расположении), а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет возможности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и пр., то есть решение мыслительных задач на новом уровне.

Все вышесказанное дает право утверждать, что сенсорный уголок в младшей группе необходим. Игры в сенсорном уголке играют огромную роль в развитии познавательного интереса у младшего дошкольника, а также для стимуляции сенсорных функций, развития мелкой моторики, повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности. Все игры и предметы  в сенсорном уголке побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом и с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделали массажные мешочки для рук, которые наполнены фасолью и горохом.

Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра, формы, величины предмета. Прежде всего, это игры, сделанные своими руками: «Спрячь мышку» (цвет), «В царстве фигурок-человечков» (форма), «Разноцветные комнаты» (цвет), Лото "Цвет", «Кто, где спит» (форма), «Разложим мишкам мисочки» (величина) и другие. С этими играми дети знакомятся на занятиях, а позже с удовольствием играют самостоятельно.

В сенсорном уголке есть различные игры и предметы для развития мелкой моторики: пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика, объемные вкладыши, матрешки, рамки – вкладыши с прорезями разной формы, рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»). Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др. Для изготовления игр мы часто используем бросовый материал.

Дети очень любят, когда мы с ними, в совместной деятельности используем настольно – печатные игры («Цветные картинки», «Кислый, сладкий, соленый», «Какой формы» и другие), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и т. д. А также выполняем различные упражнения, которые проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков, формы, величины в окружающем. Например, детям предлагается  найти в группе предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Давно известно, что у ребёнка возникает познавательный интерес только к той деятельности, которая у него получается, в которой он успешен. Поэтому в работе с сенсорными играми, которые могут вызывать у детей затруднения, воспитатель оказывает по мере необходимости дифференцированную помощь, поддерживает ребёнка, хвалит. При ознакомлении с играми воспитателем используется развернутая инструкция.

Развитие сенсорных способностей ребёнка возможно и в уголке творчества. Творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для развития познавательного интереса ребёнка.

В уголке творчества размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уголок творчества в нашей группе – это зона экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, пластилином, клеем, плотной бумагой и т. д.

Здесь собрано оборудование для использования различных техник живописи: пальцевой живописи, печатания губкой, тычком, восковой и кляксовой живописью. Для создания своих шедевров дети активно используют восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, пластилин, цветную и белую бумагу, картон, обои, наклейки, ткани, трафареты.

Наряду с обычными материалами, мы используем и «мамину косметику»: помаду, тени, румяна, что очень нравится малышам.

Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми), изобразительных (выразительных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. Исследования показали, что воображение проходит ряд этапов. Для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения – «опредмечивание» (наполнение значением, смыслом). Наряду со способностью к «опредмечиванию» методом ассоциирования (каракулей, пятен и пр.) появляется возможность к «дополнению» (дорисовыванию, договариванию, дополнению действием и пр.). Поэтому совместная со взрослым, или самостоятельная деятельность ребёнка в уголке творчества очень важна. Во время экспериментирования, исследования с различными материалами, у ребёнка развиваются необходимые умения, а также формируется познавательный интерес.

Важным для формирования познавательного интереса воспитанников стало оборудование уголков природы и экспериментирования. Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников, средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В нем подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, имеется необходимое оборудование. Здесь подобран материал развития всех органов  чувств ребёнка, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков и т. д. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами, другим природным материалом. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные ощущения.

В уголке экспериментирования расположена лаборатория. Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения, предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения, что становится вполне доступным к концу младшего дошкольного возраста. В лаборатории собраны образцы полезных ископаемых, песка, глины, камней, гербарий, бабочки и т.д. Дети могут рассмотреть все образцы с помощью лупы. Экспериментальные занятия вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно и грамотно познавать окружающее, при этом, не нанося вреда природе.

Наличие этих уголков необходимо, т. к. у детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, действия экспериментирования. Познавательное развитие уже в младшем дошкольном возрасте определяется тремя познавательными установками. Еще в младенчестве благодаря установке «Что это?» ребенок дифференцирует видимый и слышимый окружающий мир, выделяя предметы из фона. В раннем возрасте он знакомится с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательная установка «Что с ним делать?», «Что он делает?», «В чем его значение, смысл?»). В дошкольном детстве возникающая установка «Почему он (объект) такой?» помогает ребенку устанавливать сначала самые простые, а потом все более сложные связи и зависимости (причинные, родо-видовые, часть-целое и пр.). Л.С. Выготский писал, что «для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит разбираться в собственных представлениях».

С первых лет жизни у ребёнка необходимо формировать устойчивый интерес к правилам и нормам безопасного поведения, к ценностям здорового образа жизни. В этом нам помогают физкультурный уголок и уголок по правилам дорожного движения. Они пользуется популярностью у детей, поскольку реализуют их потребность в двигательной активности.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что познавательный интерес ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Однако хочется остановиться ещё на одном важном аспекте, а именно совместная работа детей, воспитателей и родителей. Новые ФГОС ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Поэтому создавая развивающую среду в группе, мы, активно привлекаем родителей. С помощью родителей были изготовлены и приобретены дидактические пособия, костюмы, атрибуты и декорации к театральным и сюжетным играм.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а когда поделка изготовлена с любимой мамой она становится очень ценной. Организация различных выставок – одна из традиций нашей группы. Обогащение предметно – развивающей среды «выставочными экспонатами» положительно влияет на эмоциональное состояние детей, а также формирует познавательный интерес к различным видам деятельности.







Заключение

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребёнка – дошкольника по новым ФГОС.

Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению, познавательный интерес.

Предметно – развивающая среда должна:  

  • служить интересам и потребностям ребенка;  

  • обогащать развитие специфических видов деятельности;

  • обеспечивать зону ближайшего развития ребенка;  

  • побуждать делать сознательный выбор;  

  • становиться основой для самостоятельной деятельности;

  • являться условием для своеобразной формы самообразования;

  •  развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);  

  • а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития познавательного интереса младших дошкольников.










Список литературы


  1. Абраменкова В. В мире детских игр [Текст] / Воспитание школьников, 2001 г. № 7 - С.16-19

  2. Воспитание детей в игре / Сост.А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; под ред. Д.В. Менджерицкой - М.: Просвещение, 1979 г.

  3. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека [Текст] /Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 - С.2-6

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.

  5. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] : учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 256 с.

  6. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1989. – 1632 с.

  7. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М., 1994. — 75 с.

  8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.

  9. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. — М.: Просвещение, 1997. — 95 с.

  10. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев — Л., 1959 — 126 с.

  11. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. — М., 1961. — 85 с. 


















14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Обласова Светлана Сергеевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства