Проблема развития речи является одной из актуальной в настоящее время. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в детском саду-это правильная организация предметно-развивающей среды, а это комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевой уголок является одной и форм предметно-развивающей среды. Речевой уголок является одной из форм предметно-развивающей среды. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого- педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащейся в речевом уголке имеет многофункциональный характер. Игры должны подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития, в то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами, а помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах, содержащих игры.
Центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью воспитатель учит ребенка родному языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям. В моем речевом уголке содержаться:
Картотека артикуляционных упражнений;
Комплект зеркал;
Картотека дыхательных упражнений;
Картотека дыхательных упражнений;
Дидактические игры на обогащение словаря;
Дидактические игры на развитие грамматического строя речи;
Дидактические игры на развитие связной речи;
Дидактические игры на развитие фонематического восприятия;
Для пополнения речевого уголка сделала своими руками развивающие игрушки. Это «Занимательный слоник», «Времена года» на развитие дыхания, круги «Луллия», «Волшебные крутящиеся кубики», которые охватывают в игре все разделы развития речи, «Слоговой домик», «Сухой бассейн» для развития мелкой моторики рук.