kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ [Р], [Р`]"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины нарушения звуков [Р] и [РЬ], способы постановки этих звуков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ [Р], [Р`]"»

МОУ гимназия № 18 имени В.Г. Соколова  группы детей дошкольного возраста    ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ  ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р`]     Подготовила учитель-логопед Сергеева Е.В.  Рыбинск 2019

МОУ гимназия № 18 имени В.Г. Соколова

группы детей дошкольного возраста

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р`]

Подготовила учитель-логопед Сергеева Е.В.

Рыбинск 2019

Правильная артикуляция и характеристика звуков [Р] , [Р`]

Правильная артикуляция и характеристика звуков [Р] , [Р`]

Нарушения произношения звука [Р]   РОТАЦИЗМ  – отсутствие или искажение звука [р] и [р’]  явля­ются фонетическими дефектами Виды ротацизмов:

Нарушения произношения звука [Р]

РОТАЦИЗМ  – отсутствие или искажение звука [р] и [р’]

явля­ются фонетическими дефектами

Виды ротацизмов:

  • отсутствие звука  - з вук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного
  • велярный  язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо.
  • увулярный  – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
  • носовой  – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
  • боковой  – слышится «хлюпающий» звук;
  • щёчный  – при выдохе раздуваются щеки;
  • одноударный  – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
ПАРАРОТАЦИЗМ -   замена [р] или [рь] другими звуками (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм).  l

ПАРАРОТАЦИЗМ -

замена [р] или [рь] другими звуками (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм). l

Причины нарушения  произношения звуков [Р], [Р`]   Укороченная  уздечка

Причины нарушения произношения звуков [Р], [Р`]

  • Укороченная

уздечка

  • Короткая уздечка или аномалии ее расположения
Анатомические дефекты артикуляционного аппарата : «Готическое нёбо» Нарушения
  • Анатомические дефекты артикуляционного аппарата :
  • «Готическое

нёбо»

  • Нарушения

в расположении зубов верхней

челюсти

Анатомические дефекты артикуляционного аппарата : Нарушения
  • Анатомические дефекты артикуляционного аппарата :
  • Нарушения

прикуса

ПРОГНАТИЯ

ПРОГЕНИЯ

выдвижение вперёд

выдвижение вперёд

верхней челюсти

нижней челюсти

2 . Нарушения мышечного  тонуса при дизартрии 3 . Нарушение фонематического или физического слуха  4. Подражание речи ближайшего окружения

2 . Нарушения мышечного

тонуса при дизартрии

3 . Нарушение фонематического или физического слуха

4. Подражание речи

ближайшего окружения

Артикуляционные упражнения  для формирования сильной направленной воздушной струи Комплекс артикуляционных  упражнений для постановки звука [Р] Комплекс артикуляционных упражнений  для постановки звука [Р] Упражнение для формирования сильной воздушной струи

Артикуляционные упражнения

для формирования сильной направленной воздушной струи

Комплекс артикуляционных

упражнений для

постановки звука [Р]

Комплекс артикуляционных упражнений

для постановки звука [Р]

Упражнение для формирования

сильной воздушной струи

Постановка звука различными способами 1. По подражанию: Приём «Подуй на карандаш» Создается правильная  артикуляция звука: - губы в напряженной улыбке (напрягаются губы, напрягается язык) -рот приоткрыт - широкий язык поднят вверх -кончик языка сильно прижат к альвеолам. Ребенку предлагается воспроизвести сильный выдох на кончик языка. Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый карандаш. Получается глухое раскатистое «Трр».

Постановка звука различными способами

1. По подражанию:

  • Приём «Подуй на карандаш»
  • Создается правильная

артикуляция звука:

- губы в напряженной улыбке (напрягаются губы, напрягается язык)

-рот приоткрыт

- широкий язык поднят вверх

-кончик языка сильно прижат к альвеолам.

Ребенку предлагается воспроизвести сильный выдох

на кончик языка.

Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый карандаш. Получается глухое раскатистое «Трр».

Постановка звука различными способами   2. От опорного звука «Волшебное превращение»  от звука [Д]  от звука [3] Предлагаем ребенку широко улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы, и произнести З-З-З… В это время шариковым зондом (соской, пальцем, ватной палочкой), подложенным  под кончик языка, производить частые колебательные движения  из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).   Постановка звука [ Р ] при помощи зонда   Ребёнку предлагается широко улыбнуться, рот приоткрыть, кончик языка прижать к альвеолам. На одном выдохе многократно, в быстром темпе с приоткрытым ртом повторять звук Д-Д-Д… в это время шариковым зондом (соской, пальцем, ватной палочкой), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук). Постановка звука [ Р ] от звука Д (соска)

Постановка звука различными способами

2. От опорного звука «Волшебное превращение»

  • от звука [Д]
  • от звука [3]

Предлагаем ребенку широко улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы,

и произнести З-З-З… В это время шариковым зондом (соской, пальцем, ватной палочкой), подложенным

под кончик языка, производить частые колебательные движения

из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).

 

Постановка звука [ Р ] при помощи зонда

Ребёнку предлагается широко улыбнуться, рот приоткрыть, кончик языка прижать к альвеолам. На одном выдохе многократно, в быстром темпе с приоткрытым ртом повторять звук Д-Д-Д… в это время шариковым зондом (соской, пальцем, ватной палочкой), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).

Постановка звука [ Р ] от звука Д (соска)

Постановка звука различными способами   3.  Постановка звука [Р] от артикуляционных упражнений  от упражнения «Грибок» Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом. Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр. Постановка звука от упражнения «Грибок» лёжа от упражнения «Грибок» с механической помощью от упражнения «Болтушка» Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД  и при этом включаем звук. При правильном выполнении слышится звук [р]. Важен напор и направленность воздушной струи. Постановка звука от упражнения «Болтушка» Ребенок запрокидывает голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу(

Постановка звука различными способами

3. Постановка звука [Р] от артикуляционных упражнений

от упражнения «Грибок»

Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом. Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.

Постановка звука от упражнения «Грибок» лёжа

от упражнения «Грибок»

с механической помощью

от упражнения «Болтушка»

Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД

и при этом включаем звук.

При правильном выполнении слышится звук [р]. Важен напор

и направленность воздушной струи.

Постановка звука от упражнения «Болтушка»

Ребенок запрокидывает голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу("Грибок",) в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка(не кончик!) к нёбу, ребенок с силой дует на язык и ... часто сразу же появляется вибрация!!!

Постановка звука различными способами   Постановка звука [Р] с помощью мануального способа от ДДД «ТОПОРОК»  Постановка звука [Р] от звука [З] с механической помощью (слоги, слова) Мануальный способ «ТОПОРОК» Механический способ от [ З ] слоги,  слова Постановка звука [Р] от звука [Д] с механической помощью Механический способ от [ З ] при помощи указательных пальцев Сроки постановки звука колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят от психофизиологических возможностей ребёнка и его речевого аппарата

Постановка звука различными способами

Постановка звука [Р]

с помощью мануального

способа от ДДД «ТОПОРОК»

Постановка звука [Р]

от звука [З] с механической

помощью (слоги, слова)

Мануальный способ «ТОПОРОК»

Механический способ

от [ З ] слоги, слова

Постановка звука [Р]

от звука [Д] с механической помощью

Механический способ от [ З ] при помощи указательных пальцев

Сроки постановки звука колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят от психофизиологических возможностей ребёнка и его речевого аппарата

Закрепление изолированного звука

Закрепление изолированного звука

ЗВУК [Р` ]  После автоматизации [ р] , используя прием подражания, добиваются правильного произнесения [ рь ] При произнесении звука [Р] предлагается ребенку придвинуть язык ближе к верхним зубам. Длительный раскатистый [ р]  последовательно соединяют с гласными  и, я, е, ё, ю  растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения  в слогах, вводят слова

ЗВУК [Р` ]

После автоматизации [ р] , используя прием подражания, добиваются правильного произнесения [ рь ]

При произнесении звука [Р] предлагается ребенку придвинуть язык ближе к верхним зубам.

Длительный раскатистый [ р]  последовательно соединяют с гласными  и, я, е, ё, ю  растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения  в слогах, вводят слова

Выводы:

Выводы:

ТЕСТ: Проверьте свои знания в области постановки и коррекции звукопроизношения у детей

ТЕСТ: Проверьте свои знания в области постановки и коррекции звукопроизношения у детей

1 .К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, звонкий, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, смычный, мягкий. а)[Д`]; б) [Г]; в) [М]; г)[К`]  2. Какое дыхание является наиболее правильным при работе над звукопроизношением? а) диафрагмальное; б) грудное; в) верхнее - грудное (ключичное); г) смешанное (диафрагмально – рёберное).  3. При мягкой атаке голоса происходит… а) плотное смыкание голосовых складок, вибрация за счёт прорыва воздуха; б) неполное смыкание голосовых складок.  4. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, твёрдый, слитно-смычно-щелевой? а) [Ч]; б) [Ц]; в) [Т`]; г) [Д]

1 .К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, звонкий, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, смычный, мягкий.

а)[Д`]; б) [Г]; в) [М]; г)[К`]

2. Какое дыхание является наиболее правильным при работе над звукопроизношением?

а) диафрагмальное;

б) грудное;

в) верхнее - грудное (ключичное);

г) смешанное (диафрагмально – рёберное).

3. При мягкой атаке голоса происходит…

а) плотное смыкание голосовых складок, вибрация за счёт прорыва воздуха;

б) неполное смыкание голосовых складок.

4. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, твёрдый, слитно-смычно-щелевой?

а) [Ч]; б) [Ц]; в) [Т`]; г) [Д]

5. К характеристике нарушения тембра голоса относится: а) хриплый голос; б) монотонный голос; в) слабый голос; г) низкий голос  6.Какой звук усваивается раньше других? а) [С]; б) [Л`]; в) [П]; г) [Т]  7.Что входит в подготовительный этап коррекции нарушений звукопроизношения? а) усовершенствование речевой моторики; б) постановка звука по подражанию;  в) дифференциация смешиваемых звуков в словах.  8. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, мягкий, звонкий, щелевой? а)[С`]; б) [Д`]; в)[З`]; г)[Н`]

5. К характеристике нарушения тембра голоса относится:

а) хриплый голос;

б) монотонный голос;

в) слабый голос;

г) низкий голос

6.Какой звук усваивается раньше других?

а) [С]; б) [Л`]; в) [П]; г) [Т]

7.Что входит в подготовительный этап коррекции нарушений звукопроизношения?

а) усовершенствование речевой моторики;

б) постановка звука по подражанию;

в) дифференциация смешиваемых звуков в словах.

8. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, мягкий, звонкий, щелевой?

а)[С`]; б) [Д`]; в)[З`]; г)[Н`]

Ответы: 1)  а 2)  а 3)  а 4)  б 5)  а 6)  в 7)  а 8)  в

Ответы:

1) а

2) а

3) а

4) б

5) а

6) в

7) а

8) в

Если вы ответили: 8 из 8 – вы отлично знаете данный материал 7 из 8 - хорошо 6 из 8 - удовлетворительно 5 и менее – придется повторить!

Если вы ответили:

8 из 8 – вы отлично знаете данный материал

7 из 8 - хорошо

6 из 8 - удовлетворительно

5 и менее – придется повторить!

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ [Р], [Р`]"

Автор: Сергеева Екатерина Витальевна

Дата: 19.08.2021

Номер свидетельства: 585481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития воспитанников с ОИН."
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-malykh-fol-klornykh-form-v-korriektsii-riechievogho-razvitiia-vospitannikov-s-oin"
    ["file_id"] => string(6) "308717"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458653059"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Урок- обобщение по русскому языку во 2 классе"На помощь к доктору Айболиту" ("Парные согласные на конце и в середине слова")"
    ["seo_title"] => string(115) "urokobobshchieniieporusskomuiazykuvo2klassienapomoshchkdoktoruaibolituparnyiesoghlasnyienakontsieivsieriedinieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449820575"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по изобразительному искусству "Гжельская роспись""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-gzhiel-skaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "250605"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447092260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства