Просмотр содержимого документа
«Презентация "ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ [Р], [Р`]"»
МОУ гимназия № 18 имени В.Г. Соколова
группы детей дошкольного возраста
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р`]
Подготовила учитель-логопед Сергеева Е.В.
Рыбинск 2019
Правильная артикуляция и характеристика звуков [Р] ,[Р`]
Нарушения произношения звука [Р]
РОТАЦИЗМ – отсутствие или искажение звука [р] и [р’]
являются фонетическими дефектами
Виды ротацизмов:
отсутствие звука - з вук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного
велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо.
увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
боковой – слышится «хлюпающий» звук;
щёчный – при выдохе раздуваются щеки;
одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
ПАРАРОТАЦИЗМ -
замена [р] или [рь] другими звуками (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм). l
- губы в напряженной улыбке (напрягаются губы, напрягается язык)
-рот приоткрыт
- широкий язык поднят вверх
-кончик языка сильно прижат к альвеолам.
Ребенку предлагается воспроизвести сильный выдох
на кончик языка.
Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый карандаш. Получается глухое раскатистое «Трр».
Постановка звука различными способами
2. От опорного звука «Волшебное превращение»
от звука [Д]
от звука [3]
Предлагаем ребенку широко улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы,
и произнести З-З-З… В это время шариковым зондом (соской, пальцем, ватной палочкой), подложенным
под кончик языка, производить частые колебательные движения
из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).
Постановка звука[Р]при помощи зонда
Ребёнку предлагается широко улыбнуться, рот приоткрыть, кончик языка прижать к альвеолам. На одном выдохе многократно, в быстром темпе с приоткрытым ртом повторять звук Д-Д-Д… в это время шариковым зондом (соской, пальцем, ватной палочкой), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).
Постановка звука[Р]от звука Д (соска)
Постановка звука различными способами
3.Постановка звука [Р] от артикуляционных упражнений
от упражнения «Грибок»
Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом. Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.
Постановка звука от упражнения «Грибок» лёжа
от упражнения «Грибок»
с механической помощью
от упражнения «Болтушка»
Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД
и при этом включаем звук.
При правильном выполнении слышится звук [р]. Важен напор
и направленность воздушной струи.
Постановка звука от упражнения «Болтушка»
Ребенок запрокидывает голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу("Грибок",) в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка(не кончик!) к нёбу, ребенок с силой дует на язык и ... часто сразу же появляется вибрация!!!
Постановка звука различными способами
Постановка звука [Р]
с помощью мануального
способа от ДДД «ТОПОРОК»
Постановка звука [Р]
от звука [З] с механической
помощью (слоги, слова)
Мануальный способ «ТОПОРОК»
Механический способ
от[З]слоги,слова
Постановка звука [Р]
от звука [Д] с механической помощью
Механический способ от[З]при помощи указательных пальцев
Сроки постановки звука колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят от психофизиологических возможностей ребёнка и его речевого аппарата
Закрепление изолированного звука
ЗВУК [Р` ]
После автоматизации [ р] , используя прием подражания, добиваются правильного произнесения [ рь ]
При произнесении звука [Р] предлагается ребенку придвинуть язык ближе к верхним зубам.
Длительный раскатистый [ р] последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения в слогах, вводят слова
Выводы:
ТЕСТ: Проверьте свои знания в области постановки и коррекции звукопроизношения у детей
1 .К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, звонкий, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, смычный, мягкий.
а)[Д`]; б) [Г]; в) [М]; г)[К`]
2. Какое дыхание является наиболее правильным при работе над звукопроизношением?
а) диафрагмальное;
б) грудное;
в) верхнее - грудное (ключичное);
г) смешанное (диафрагмально – рёберное).
3. При мягкой атаке голоса происходит…
а) плотное смыкание голосовых складок, вибрация за счёт прорыва воздуха;
б) неполное смыкание голосовых складок.
4. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, твёрдый, слитно-смычно-щелевой?
а) [Ч]; б) [Ц]; в) [Т`]; г) [Д]
5. К характеристике нарушения тембра голоса относится:
а) хриплый голос;
б) монотонный голос;
в) слабый голос;
г) низкий голос
6.Какой звук усваивается раньше других?
а) [С]; б) [Л`]; в) [П]; г) [Т]
7.Что входит в подготовительный этап коррекции нарушений звукопроизношения?
а) усовершенствование речевой моторики;
б) постановка звука по подражанию;
в) дифференциация смешиваемых звуков в словах.
8. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, мягкий, звонкий, щелевой?