Просмотр содержимого документа
«Презентация "Музыкальная азбука"»
Музыкальная азбука
Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли ноты.
Ноты придумали не сразу. В далеком
прошлом…..
В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались - невмы. Они выглядели как точки, черточки и запятые.
Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости.
Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д' Ареццо —
Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо, нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.
Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.
Такие знаки-символы стали называтьсянотами.
Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение», знак) стали размещать как на самих линиях, так и между ними.
Ноты похожи на маленькие головки-овалы.
Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов.
Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты.
Вот и получили ноты свое первое название:
Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.
Со временем слог Ut заменили на слог Do, а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si, составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира:
ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ
Это великое изобретение сделало музыкальную память человека вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.