Просмотр содержимого документа
«Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"»
«Метод проектов»
в работе с дошкольниками
МБДОУ «Детский сад № 5»,г. Усолье-Сибирскоеучитель-дефектолог: Горбовская И.М.
Из историипроектного метода
Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В.Х.Килпартиком.
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века.
Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Подходы к определению понятия «проект»
Проект - от лат. « Брошенный вперед ».
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.
Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план.
Метод проектов (в обучении детей)– это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление.
Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию).
Цельюпроектной деятельностистановится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главное в проектной деятельности дошкольников
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.
В основе проектной деятельности лежит:
Развитие познавательных интересов детей;
Умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
Ориентироваться в информационном пространстве;
Восполнять недостающие знания и обретать умения;
Развитие критического мышления.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
Песталоцци.
Главное в проектной деятельности дошкольников
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
Целенаправленную детскую деятельность;
Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Применение педагогами«Метода проектов»
Позволяет:
Строить активность ребенка на основе свободы.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.
Формировать личностные качества ребенка.
Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.
Ориентироваться в информационном пространстве.
Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Проект – это шесть «П»
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Портфолио проекта
6. Презентация
Уровни проектной деятельности дошкольников
Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет)
Развивающий (конец 5 года жизни)
Творческий (конец 6 – 7 года жизни)
Проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности , основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.
Монопроекты (в рамках одного направления: физическое развитие ребенка; познавательно-речевое; социально-личностное; художественно-эстетическое). Комплексные (сочетание разных направлений развития ребенка).
Монопроекты (в рамках одного направления: физическое развитие ребенка; познавательно-речевое; социально-личностное; художественно-эстетическое).
Комплексные (сочетание разных направлений развития ребенка).
Классификация проектов
По характеру результата
По форме проведения
По направленности развития детей
Краткосрочные (одно или несколько занятий в течение 1-2 недель). Средней продолжительности (один-два месяца). Долгосрочные (до года).
Краткосрочные (одно или несколько занятий в течение 1-2 недель).
Средней продолжительности (один-два месяца).
Долгосрочные (до года).
Индивидуальные. Групповые. Межгрупповые.
Индивидуальные.
Групповые.
Межгрупповые.
Классификация проектов
По продолжительности
По числу участников
В ДОУ используются следующие типы проектов
Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях).
Информационно - практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление и дизайн группы, витражи и т.п.).
Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна).
Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
Творческие (оформление результата в виде детского праздника и т.п.).
Продукты проектной детской деятельности
Внешние:
Альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето» и др.).
«Временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»).
Выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея и др.).
Выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг «Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» - об истории создания бытовых приборов и др.).
Художественные: изобразительные; декоративно-прикладные; музыкальные (мелодический и ритмический слух, чувство лада); театрально-речевые (поэтический слух, выразительность интонации и мимики).
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.
Задачи исследовательской деятельности в дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
1. Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы «Метода проектов»
Погружение в проект
Организация деятельности
Осуществление деятельности
Презентация результатов
Содержание этапов проектной деятельности
Воспитатель
Дети
Погружение в проект
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.
Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.
Организация деятельности
Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует:
Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
Группы детей;
Распределяет роли, ответственность;
Планирование детской деятельности по решению задач проекта;
Формы презентации результатов, итогов работы.
Содержание этапов проектной деятельности
Воспитатель
Дети
Осуществление деятельности
При косвенном участии:
Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
Презентация
Выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
Деликатно контролирует;
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.
Обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.
Демонстрируют:
Ищут необходимые и недостающие знания;
Понимание проблемы, цели и задачи;
Умение планировать и осуществлять работу;
Найденные способы решения проблемы;
Самоанализ деятельности и ее результата;
Взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.
Репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.
Фантазируют;
Готовят презентацию.
Требования к использованию «Метода проектов» в ДОУ
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Цель технологии «Метод проектов»– направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}