Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов ДОУ "Дидактическая игра для развития речи дошкольников"»
Дидактическая игра для развития речи дошкольников
Учитель-логопед МБДОУ №463
Коркина Марина Георгиевна
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский
Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Дидактические игры по развитию речи решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:
Обогащение словаря
Формирование грамматической культуры
Формирование звуковой культуры
Оформление связной речи
Виды дидактических игр
Настольно –печатные игрыиспользуются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др.Игры с предметами или игрушкаминаправлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др.Словесные игрыспособствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Использование игрушек в работе по развитию речиИгрыПадежное управление «Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много», «Кого не стало?», «Один – много» , «Кто к комув гости пришел?», «Угощение», «Кого я люблю?», «Коголюбит мама?»,«Кто кем любуется?», «Кто чемработает?»,«Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?»Предлоги «Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?»Словообразование «Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?»,«Построй по росту», «Раздели на команды»Родовые понятия «Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай поописанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё»(соревнование)Лексика «Классификация», «Четвёртый лишний»Связная речь «Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушкарасскажет о себе»
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи (звуковой культуры речи)
«Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке
«Похоже - не похоже» Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три
«Поймай звук»
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит).
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
«Замкни цепочку»
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее.
«Найди фишке место»
Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Лото «Паронимы» Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.
«Кого позовут в гости»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком. «Составь слово»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
«Из слогов - предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Игры для развития лексической стороны речи(формирования словаря)«Переезжаем на новую квартиру» Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь. «Фрукты – овощи» Цель игры: дифференциация сходных понятий. «Собери пять» Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам. «Кто как голос подаёт» Цель: расширение глагольного словаря по данной теме. «Наоборот» Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу. «Скажи по-другому» Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению. «Подбери слово» Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. «Четвёртый лишний» Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Игры для развития грамматического строя речи«Размытое письмо» Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений. «Дополни предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово. «Придумай предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом. «Прятки» Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под). «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. «Один и много» Цель: учить изменять слова по числам. «Добавь слова» Цель: научить составлять распространенные предложения. «Правильно или нет?» Цель: учить находить грамматические ошибки. «Подними цифру» Цель: научить определять количество слов в предложении на слух. «Зачем нам эти вещи» Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Игры для развития связной речи«Кто больше заметит небылиц?» Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы. «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. «Отгадай-ка» Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. «Поиск пропавших деталей» Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.